26 июля 2019, 14:10
Статья

Показы ретро-фильмов под открытым небом, самый необычный фестиваль современного искусства, герои Шекспира в костюмах из целлофана — какие спектакли можно посмотреть до конца отдыха в столице

Сцена из спектакля "Версия Чайки". Алексей Фокин/ Пресс-служба научно-творческой резиденции “Чехов #APi"
Сцена из спектакля "Версия Чайки"

"Форма"

27, 28 июля 

"Форма" — один из главных фестивалей независимого искусства в стране. Ежегодно в Москве встречаются андеграундные группировки из самых разных городов и стран. Не удивляйтесь, если кто-то начнет рисовать женскими телами (такой перформанс устраивал в прошлом году Пахом, участие было сугубо добровольным) или предложит кидаться перьевыми подушками, а закончится все монструозным техноспектаклем, где актеры прочитают высказывания политиков и обольются кетчупом.

Так как это фестиваль экспериментального искусства, границы между жанрами здесь довольно условны. Например, выступление музыкантов никогда не будет просто выступлением музыкантов: диджей-сет может перерасти в мини-спектакль, а зрители могут оказаться главными виновниками событий. Или вы можете просто идти по улице и не подозревать, что находитесь в центре очередного хэппенинга.

В этом году одним из главных событий станет проект Максима Диденко "Коллайдер". В коллаборации с группой Shortparis, хореографом Владимиром Варнавой, одним из авторов Инженерного театра Павлом Семченко создатели собрали около 100 добровольцев для участия в спектакле, которые изобразят главный образ постановки — коллайдер. Сам режиссер сравнивает свою постановку с дионисийской мистерией, где порядок выражен формой охранников, в которую облачены перформеры.

Какое-то безумие и абсурд — спектакль "Молчание на заданную тему", где трое актеров будут молчать на заданную режиссером тему. Можете использовать этот кейс, чтобы продумать свои дальнейшие передвижения по фестивалю. 

Хедлайнером музыкальной сцены станет американская группа Black Lips. Это общепризнанные мастера гаражного панка, стиля, который сейчас кажется совсем не востребованным и не популярным, но зато вызывающий такую бешеную ностальгию по далеким временам, где все ходили в драных джинсах и кедах.

Выступит и коллектив "Есть есть есть" — самая необычная хип-хоп-группа на нашей сцене. С одной стороны (вокальной), они напоминают "Буерак", а с другой — у них такие свежие и легкие мелодии, совсем как в лучшие времена Петара Мартича из группы "Пасош".

Кроме этого, свой сольный концерт дадут и Shortparis. "Выстрелившие" в прошлом году с треком "Страшно" музыканты привлекли внимание не только профессиональных критиков, но и представителей другой индустрии — театра. Они абсолютно самобытны, ходят всегда в черном, скромные, сдержанные. Их выступления похожи больше на ритуал, мистическое действо, которое просто сносит толпу своей энергетикой.

На сцене перформансов представит свой балет Павел Пепперштейн — художник, писатель, актер, рэпер — сложно представить, чего он не делает. Павел — теоретик искусства, за его плечами многочисленные книги и выставки, например совместная экспозиция с Ильей Кабаковым в Канаде,  Виктором Пивоваровым в Швейцарии, выступление на Триеннале российского современного искусства в музее "Гараж". Теперь вот он еще и постановщик, режиссер, ставит танцевальный перформанс "Волк и восемь козлят".

"Версия Чайки"

Кажется, что "Чайка" была поставлена бесчисленное количество раз, но так — еще никогда. События разворачиваются в научно-творческой резиденции "Чехов #APi" — раньше здесь располагалась помещичья усадьба, а по соседству находится усадьба Мелихово, где жил и работал Чехов.

По сюжету один из главных героев Костя Треплев ставит в имении своего дяди пьесу собственного сочинения. Весь современный театр ему не по нраву, в нем слишком много предрассудков, поэтому он находится в поисках новых форм. Спектакль приходится поставить на поздний вечер, ведь исполнительница единственной роли Нина Заречная, мечтающая о лаврах актрисы, вынуждена приехать из имения тайно. Именно с момента ее появления и начинается спектакль "Версия Чайки". 

Зрители сидят на улице, среди них и мать Треплева — Ирина Аркадина, и знаменитый литератор Борис Тригорин. Треплев настраивает Нину на выступление, попутно признаваясь ей в любви, она — взбалмошная, ветреная, вся в искусстве и собственных мечтах. В отличие от замысла Чехова, в этой постановке Заречная не единственная актриса: к Нине присоединяются несколько перформеров, которые водят вокруг нее хороводы и выполняют сюрреалистические движения под техно. Сама Нина — в центре, в белом платье, как невинное дитя, изрекает страшные обрывистые фразы. Все это, как в каком-то ситкоме, громко, на весь зал, комментирует Аркадина: "Серой пахнет! Борь, ты чувствуешь? Костя, — оборачивается она к сыну, — серой пахнет! Горит что-то?" "Господи! А это что?" В итоге раздосадованный молодой человек останавливает спектакль и уходит из кадра. После начинается спектакль-променад. 

Всех зрителей поделят на четыре группы, каждая будет следовать за одним из персонажей — за Треплевым, Заречной, Тригориным или Аркадиной. Конечно, для зрителей, идущих за Треплевым, какие-то детали отношений Аркадиной и Тригорина останутся неизвестны, или, например, группа Заречной не увидит трогательной сцены между матерью и сыном. Поэтому во время "прогулки" придется быть внимательным — совсем как в реальной жизни, где-то подсмотреть, где-то подслушать. Актеры не всегда находятся в одиночестве, у них есть и совместные сцены — кажется, будто ты наблюдаешь за реальным человеком, за коротким промежутком из его жизни. 

Спектакль продуман так, чтобы максимально погрузить гостей в жизнь чеховских героев. В резиденции можно даже остаться ночевать — почти в тех же декорациях, где проходил спектакль (некоторые сцены играются в гостевых домиках).

Remote Moscow

Представьте, что в Москве пятый год идет самый популярный спектакль в мире, от которого сходят с ума все театральные критики, люди ходят на него по два-три раза, и в нем нет ни одного актера (и декораций тоже нет). Если вы на нем еще не были, то просто знайте — Remote Moscow идет последний сезон, почти каждый день по два раза. 

Это спектакль-променад, где зрителям раздаются наушники и предлагается следовать за электронным голосом, который проведет их по городу. Во время "прогулки" участникам придется прокатиться на метро, станцевать балет, поаплодировать незнакомцам, зайти в храм и попробовать понять, кто же тут актер? Конечно, мысль "весь мир — театр, а люди в нем — актеры" довольно проста. И конечно, это не все, что закладывали изобретатели Remote в свое творение. Ваш гид поможет вам по-другому смотреть на мир живых и на мир мертвых, по-новому отнестись к собственным будням, укажет вам на красоту, которую вы не замечаете в водовороте повседневности, даже ваши моральные принципы могут оказаться под сомнением. 

Премьеры сезона и летний театральный двор

4 июня открылся летний театр "Синефантом". Под открытым небом покажут фильмы — участники международных фестивалей в Берлине, Каннах, Венеции. В частности, можно будет посмотреть фильмы группы "Синий суп", которая работает в жанре видеоарта и компьютерной анимации. В программе представленны три их работы, которые посвящены телевидению. 

В Электротеатре Станиславский — сразу две премьеры. Одна из них — "Медеяматериал" по трилогии немецкого драматурга Хайнера Мюллера. В камерном моноспектакле со зрителем будут говорить о техногенных катастрофах, войнах и революциях, врзывах атомных бомб и тоталитарном режиме. К артистке подключат датчик, который, регистрируя пульс, преобразует его в музыку. "Театр и жизнь умирают и возрождаются перед нашими глазами, а мир оказывается в жестокой зависимости от сердцебиения Медеи", — так описывают постановку организаторы. 

Еще один летний проект Электротеатра — драматический конструктор "Гамлет" по мотивам нескольких произведений Шекспира. Над постановкой работала группа свободных художников "Нежить" и главный художник театра Анастасия Нефедова. В спектакле — много экспериментов: например, артистов оденут в переработанный целлофан и пластик. Из них же сделают элементы декораций — манекены-призраки. Таким образом лаборатория открывает диспут о новом пространственном языке, "где возможна импровизация в сценографии и костюмах, вплоть до небытия и уничтожения, что также может стать актом осознанного творения".

Гастроли зарубежных театров

Канадский театр-цирк "Семь пальцев" на гастролях в Московском театре мюзикла, отталкиваясь от модных медиавыставок, которые представляют "ожившие полотна" великих художников, в постановке "Сны Босха" идет дальше и воплощает миры одного из самых загадочных живописцев Северного Возрождения на сцене. Спектакль не ограничивается богатым визуальным рядом: создатели обещают рассказать о жизни Босха и его уникальном творчестве.

А в "Геликон-опере" можно стать участником театрального путешествия через времена и пространства под предводительством канадского режиссера Робера Лепажа в его спектакле "Семь притоков реки Ота". В семичасовой саге он размышляет о том, как Холокост и бомбардировки Хиросимы повлияли не только на участников этих трагических событий, но и на их потомков.

Кадрия Садыкова