Сбежавшие спонсоры, "Дау", сокращенная программа и коронавирус: что ждет Берлинале

Еще в 2017 году 79 немецких режиссеров, включая Марен Аде, Фатиха Акина и Роберта Швентке, написали открытое письмо в адрес руководства Берлинале с просьбой пересмотреть политику смотра и обновить его управляющий состав. По их словам, фестивалю нужен сильный куратор с международными связями, который (ая) мог бы поставить Берлин на один уровень с другими крупными смотрами. Несмотря на то что Берлинале входит в так называемую большую тройку вместе с Канном и Венецией, в последние годы он потерял актуальность и релевантность. В начале года внимание на себя перетягивает январский фестиваль в Роттердаме и "Сандэнс", проходящий в Парк-Сити в США. В плане же формирования программы у смотра есть очень сильный конкурент в лице Канна: некоторые режиссеры предпочитают придержать свои фильмы в надежде, что их отберут в каннскую программу, нежели отдавать их в Берлин.
В последние годы программа Берлинале оставляла желать лучшего. Конечно, там по-прежнему можно было найти уникальные и важные фильмы, но большая часть отобранных картин производила удручающее впечатление. Берлинале держался исключительно на своей прошлой репутации: большинство делало вид, что он имеет вес и значение, но на деле все было не совсем так.
Одна из главных проблем смотра — отсутствие кураторской работы. Такое ощущение, что Берлин готов забрать себе любой новый фильм, не имея никаких четких критериев отбора. В итоге на нем появилось большое количество разных секций, которые невозможно отличить друг от друга. А все эти секции вдобавок включают в себя немыслимое количество фильмов — всего в смотре в среднем участвуют около 400 работ
Более того, некоторые эксперты отмечали, что Берлинале слишком увлекался политикой, поэтому иногда закрывал глаза на качество фильмов в угоду их политической повестке.
В итоге Косслик в 2019 году ушел в отставку, а на его место назначили Мариетте Риссенбек и Карло Шатриана. Риссенбек, до этого возглавлявшая компанию German Films, которая занимается продвижением немецкого кино в мире, стала первой женщиной — директором Берлинале, а Шатриан до этого работал директором фестиваля в Локарно. По словам министра культуры Германии Моники Грюттерс, в дальнейшем смотр сохранит ориентацию на зрителя и политический уклон, но при этом станет моложе и более открытым для экспериментов.
Какой в итоге будет новая программа?
Читайте также
Джереми Айронс возглавит жюри Берлинале - 2020

Риссенбек, взявшая на себя административные функции, и Шатриан, отвечающий за формирование программы, обошлись без радикализма. Они убрали всего две секции — детище Косслика "Кулинарное кино" и NATIVe — и добавили еще одну "Столкновения", которая, по идее, включает в себя "эстетически смелые работы от независимых и изобретательных режиссеров". Фильмы секции будут соревноваться за три награды, судьбу которых решит независимое жюри. При этом грань между новой программой и уже существующими "Панорамой" и "Форумом" довольно тонка. Теоретически, "Панорама" уделяет больше внимания феминистическим и политическим картинам, а "Форум" рефлексирует на тему природы кинематографа и того, как в ней отражаются тенденции и проблемы современного мира. Но в практическом смысле это большие массивы фильмов, в которых сложно ориентироваться. Шатриан объясняет это тем, что Берлинале остается зрительским фестивалем, в отличие от Канна и Венеции, которые больше ориентированы на индустрию, поэтому они хотят предоставить публике более широкий выбор. Это довольно спорное утверждение, если учесть, что, во-первых, та же Венеция открыта для зрителей, а во-вторых, большое количество фильмов никак не гарантирует их качество. Единственное облегчение состоит в том, что эти секции хоть немного, но сократили. Так, в "Панораме" в этом году 36 фильмов вместо 45, а все внеконкурсные фильмы убрали из основной программы в Berlinale special. Всего количество фильмов сократилось с 400 до 342.
Всего за главные призы Берлинале в этом году будут сражаться 18 картин, из них шесть сняты женщинами. При этом два фильма из шести уже участвовали в других фестивалях: "Никогда, редко, иногда, всегда" Элизы Хитман недавно показали на "Сандэнсе", а "Первую корову" Келли Райхардт — в Теллерайде. По словам Шатриана, теперь в конкурс могут быть включены и не мировые премьеры, так как для смотра важнее не эксклюзивность, а качество картин. Это само по себе необычно — для фестивалей большой тройки принципиально показать фильмы конкурса первыми
Также в этом году в основной программе не будет фильмов производства Netflix, так как это, по словам Риссенбек, не соответствует правилам Берлинале: все фильмы основного конкурса должны иметь кинотеатральный прокат. Таким образом, новое руководство смотра разделяет идеологию Канна, который очень долго бодался со стримингом и в итоге решил не принимать его картины в программу, в то время как в прошлом году в Венеции фильм Netflix "Рома" Альфонсо Куарона взял "Золотого льва". Многие критики назвали каннским не только подход нового руководства Берлинале к стримингам, но и саму программу. Шатриан явно уводит ее дальше от политики и ближе к искусству. В нее включены, в частности, "Неизбранные дороги" Салли Поттер, "Берлин, Александерплац" Бурхана Курбани, "Сибирь" Абеля Феррары, "Женщина, которая убежала" Хона Сан-Су.
Читайте также
Фильм "Дау. Наташа" Хржановского вошел в программу кинофестиваля "Берлинале"

Также, чтобы подстегнуть интерес публики, Берлин взял в конкурс фильм из нашумевшего проекта Ильи Хржановского "Дау". В начале прошлого года общественность вовсю обсуждала этичность амбициозной задумки российского режиссера и подвергала сомнениям методы, применяемые на его съемочной площадке, которая больше напоминала социальный эксперимент. В России же фильмам отказали в выдаче прокатного удостоверения из-за наличия в них порнографических материалов. Так что искусство искусством, но Берлинале хочется и хайпануть. Тем более что громких имен на фестивале снова не будет, что вполне объяснимо. Все-таки Риссенбек и Шатриан первый год на новом посту и, чтобы раскачать Берлин, им нужно время.
К программе юбилейного года эксперты отнеслись сдержанно-положительно, и в ней действительно есть чем поживиться. Зрителям покажут новые сериалы от Дэмьена Шазелла и Кейт Бланшетт, фильмы "Плавать, пока море не станет синим" Цзя Чжанке, "Минимата" Эндрю Левитаса с Джонни Деппом, "Номера" Олега Сенцова, "Уроки фарси" Вадима Перельмана и "Гунда" Виктора Косаковского. Фильмом открытия стал "Мой год Сэллинджера" канадского режиссера Филиппа Фаллардо.
Организационные вопросы
Еще один шаг нового руководства — отмена приза Альфреда Бауера, который обычно вручали фильмам, "открывающим новые перспективы в кинематографе". Награда названа в честь первого директора Берлинале, но, как оказалось, он был связан с нацистской партией гораздо сильнее, чем считалось до этого. Среди ее обладателей — Вадим Абдрашитов, Баз Лурман, Лав Диаз и Пак Хчан Ук.
Помимо головной боли с составлением программы Риссенбек и Шатриан столкнулись и с организационными проблемами: несколько крупных спонсоров в этом году решили не поддерживать фестиваль, поэтому награда лучшему документальному фильму, обычно финансируемая компанией Glashütte Original, оказалась под угрозой. Более того, площадка кинотеатра Cinestar в Sony Center, где проходила часть показов, закрылась, а подвал Театра на Потсдамской площади, где проходят открытие и закрытие фестиваля, оккупировало шоу Ченнинга Татума Magic Mike. Организаторы шоу даже готовы приостановить свою деятельность на время Берлинале, но требуют за это компенсацию убытков.
Читайте также
Эксперт заявил, что пик вспышки коронавируса в Китае пройден

К внутренним проблемам добавились и внешние в лице коронавируса. Одновременно с фестивалем в городе проходит кинорынок European film market (EFM), где китайские компании играют не последнюю роль. Именно в этом году рынок планировал уделить особое внимание китайской киноиндустрии, но в итоге большинству игроков пришлось отказаться от участия на EFM. Некоторым из них просто не выдали визы, другие не решаются путешествовать в условиях карантина и боятся негативной реакции своих международных коллег, которым может не понравиться подобное соседство. Берлинале объявил, что в связи с коронавирусом фестиваль установит на своих площадках дополнительные средства дезинфекции, а также опубликовал на своем сайте рекомендации Всемирной организации здравоохранения о том, как стоит себя вести в связи со вспышкой вируса. Среди них, например, такие: "Держитесь от других людей на расстоянии не менее одного метра, особенно если они чихают и кашляют". Учитывая то, что на Берлинале многие часто заболевают и вместо аплодисментов зрители обычно заходятся приступами кашля, соблюдать рекомендации врачей будет сложно.
В конечном счете фестивалю удалось найти других спонсоров, показы распределили по другим площадкам, а городские больницы готовы принять заболевших, однако сказать, что Берлин встретил новых руководителей с распростертыми объятиями, точно нельзя.
Тома Ходова


