22 октября 2020, 06:00
Статья

Как создавалась картина об общественном деятеле и филантропе Елизавете Глинке

Кадр из фильма "Доктор Лиза". Пресс-служба "Киностудии КИТ"
Кадр из фильма "Доктор Лиза"

В четверг на экраны российских кинотеатров выходит фильм Оксаны Карас "Доктор Лиза" об одном из важнейших общественных деятелей в современной истории России и о чутком человеке, который никогда не оставался равнодушным к чужому несчастью.

Елизавета Петровка Глинка, или просто Доктор Лиза, была главой общественной организации "Справедливая помощь", которая помогает бездомным, умирающим больным, пенсионерам и инвалидам, которые лишились жилья и средств к существованию. Также с 2014 года организация оказывает помощь в лечении тяжелобольных и раненых детей на юго-востоке Украины и в России. Правда, теперь фонду приходится работать без его основательницы и идейной вдохновительницы. В декабре 2016 года Доктор Лиза погибла в авиакатастрофе под Сочи. Она сопровождала партию лекарств для университетского госпиталя в Сирии.

Как рассказал ТАСС генеральный продюсер картины Александр Бондарев, Глинка была его очень близкой подругой: "Я много лет проработал волонтером в ее фонде "Справедливая помощь", и ее уход был для меня трагедией. Когда такое в жизни происходит, надо обязательно с этим что-то делать, иначе боль изнутри съест. А что я умею делать? Снимать кино. Я написал несколько постов в Facebook о Елизавете Петровне, их прочитал мой друг Вадим Островский. Он позвонил мне и предложил снять фильм".

По его словам, работа над проектом была непростой — жизнь Глинки была такой насыщенной, что ни у кого не получалось уместить ее в два часа экранного времени. Тогда у одного из соавторов сценария Алексея Илюшкина родилась идея рассказать об одном дне из ее жизни.

Действие картины происходит в Москве в 2012 году. Елизавета Глинка и ее муж Глеб готовятся отметить тридцатилетие совместной жизни — из Америки приехали их сыновья, а на ужин приглашены самые близкие друзья. Однако у Доктора Лизы не бывает выходных: ей нужно накормить бездомных в рамках еженедельной акции, похоронить одну из своих подопечных, не оставить без внимания ни одну жалобу или просьбу и найти морфин для умирающей от онкологии шестилетней девочки, чтобы хоть немного облегчить ее страдания.

"У Доктора Лизы действительно каждый день был такой, это абсолютная правда", — отмечает Бондарев.

Сценарий оказался настолько правдоподобным, что сотрудники фонда даже пытались угадать, какой конкретно день из жизни Глинки был взят за ее основу. При этом проект разрабатывался с расчетом на то, что Лизу сыграет Чулпан Хаматова. Однако уговорить актрису сняться в фильме было непросто. Она разгромила первый вариант сценария, так что его пришлось дорабатывать и переписывать, пока результат не удовлетворил всех

 "Чулпан — человек высокой культуры, и ее цензор крайне высок… При работе над сценарием мы постоянно советовались с ней, и огромное количество эпизодов рождено в соавторстве с Чулпан".

"Год практически прошел, даже больше, с того момента, когда я получила первый драфт и поняла, что в этом кино сниматься точно не буду. Это была такая условная история про доброго человека. Но спасибо большое продюсеру Александру Бондареву, который меня услышал и начал переписывать сценарий. И вот его переписывали, переписывали, переписывали, и все это время, пока шла работа, я старалась понять Глинку. Читала ее записи в ЖЖ, смотрела видеоинтервью, ведь целых два документальных фильма о ней снято было при жизни. Это было одно погружение, одна часть подготовки к роли", — рассказывает Хаматова. 

По ее словам, роль Доктора Лизы одновременно воодушевляет и пугает из-за "объема ее личности" и огромного количества дел, которые она успела осуществить за свою жизнь. Актрисе было интересно показать азарт Глинки, почему она не проходила мимо и почему в принципе люди не должны оставаться слепы к чужому горю. В разговоре с ТАСС актриса подчеркнула, что во время съемок она стремилась найти сходство с героиней, хотя они совсем друг на друга не похожи — ни в строении лица, ни в пластике, ни в манере речи, ни в тембре голоса: "Хотелось не копировать, а показать сходство намеками". Хаматова подчеркнула, что ей бы очень хотелось, чтобы зрители, которые придут на фильм, "вышли с ощущением нетерпения сделать что-нибудь хорошее".

Проект доверили режиссеру "Хорошего мальчика" и "Выше неба" Оксане Карас. "У меня с самого начала было интуитивное ощущение, что фильм про Лизу может снять только женщина… Оксана человек тонко чувствующий, у нее много талантов, но один из самых главных — это работа с актерами", — подчеркнул Бондарев.

У картины действительно выдающийся актерский состав: Константин Хабенский сыграл друга Лизы и врача-онколога, Евгений Писарев — ее напарника Сергея Петровича, Алексей Агранович — небезразличного чиновника, Елена Коренева и Тимофей Трибунцев — пациентов Глинки, а практически неузнаваемая Татьяна Догилева, Сергей Сосновский и Таисия Вилкова исполнили роли бездомных, которым помогает фонд. Небольшую роль в фильме сыграл и муж Елизаветы Петровны Глеб Глинка. Он активно помогал создателям картины с самого начала и даже разрешил снимать в настоящей квартире, где жила Доктор со своей семьей

Многие события в картине показаны глазами стороннего наблюдателя, циничного майора полиции Колесова (Андрей Бурковский), которому поручают разобраться с работой организации Глинки. Постепенно он начинает смотреть на ее работу по-новому, и всего за один день она меняет его жизнь, впрочем, как и жизнь всех окружающих ее людей. Одним из ключевых моментов фильма становится диалог между майором и Доктором Лизой, когда он спрашивает, почему она постоянно всем помогает. На что она отвечает: "Они же люди. А ты бы что, не помогал?" Глинка показана в фильме ярким, открытым, очень деятельным и жизнерадостным человеком, несмотря на непростые жизненные обстоятельства, с которыми она вынуждена сталкиваться каждый день.

"Доктор Лиза" — это не пафосная биографическая картина, а жизнеутверждающая история, которая показывает, что возможно оставаться небезразличным, несмотря на бездействие системы и цинизм окружающих. По словам Карас, для нее было важно сделать живое кино, где Елизавета Петровна — человек, который будто бы до сих пор живет с нами. "Это не памятник. Масштаб личности Елизаветы Петровны таков, что и после смерти ее энергия продолжает быть с нами. Она сделала так много добрых дел для других людей, не для себя. Это мало кто умеет".