4 АВГ, 16:45

40-летие Меган. О скандальных событиях в королевской семье после свадьбы принца Гарри

Меган Маркл

Сегодня, 4 августа, Меган Маркл, супруге британского принца Гарри — внука королевы Елизаветы II и сына наследника престола принца Чарльза, — исполняется 40 лет

Меган родилась и выросла в США. Ее отец Том Маркл — известный оператор-постановщик на телевидении с ирландскими, немецкими и кавказскими корнями, а мать афроамериканка Дориа преподает йогу. Родители развелись, когда девочке было всего шесть лет. По современным меркам будущая супруга принца получила неплохое образование в Северо-Западном университете Калифорнии, где специализировалась по двум направлениям — театральное искусство и международные отношения. Поработать же она успела до брака с представителем королевской семьи фотомоделью, актрисой в телевизионных сериалах и сотрудником департамента по общественным связям в посольстве США в Буэнос-Айресе (Аргентина). Кроме того, в личной жизни Меган уже имелось кольцо на пальце — с 2011 по 2013 год она была в браке с американским кинорежиссером и продюсером Тревором Энгельсоном.  

Любовный дуэт

С 32-летним принцем Меган познакомилась в далеко не юном 35-летнем возрасте. Тогда мало кто ожидал, что участник войны в Афганистане, где он не раз встречался со смертельной опасностью, капитан команды полярников, преодолевших на пути к Южному полюсу 335 км по льду Арктики, выберет в супруги столь незнатную особу. Тем не менее Гарри был не только покорен, но и именно Меган стала главной в их любовном дуэте. При этом, по наблюдениям окружающих, чувства с обеих сторон были искренними.

Венчание Гарри и Меган со всеми почестями состоялось 19 мая 2018 года в Виндзорском замке — молодожены получили титулы герцогов Сассекских. Так Меган стала членом королевского дома, супругой принца, являвшегося тогда шестым в очереди на занятие британского трона; а монархия символически приблизилась к многорасовому обществу, которое уже возникло в Лондоне. Но в январе 2020 года принц Гарри и Меган Маркл с новорожденным сыном Арчи неожиданно покинули свою резиденцию вблизи Виндзорского замка и отправились в Канаду.  

Правда, что касается Елизаветы II, то для нее отъезд молодой семьи вряд ли был неожиданностью. Сложности в отношениях с Гарри и особенно с Меган возникли еще раньше, как и разговоры об их намерении переселиться в Канаду. Все это побудило королеву собрать семейный совет и сообщить Гарри и Меган о принятом решении — Елизавета II согласна с планами супругов отказаться от выполнения обязанностей главных членов королевской семьи и самостоятельно обеспечивать себя, чтобы стать независимыми. Вызвало одобрение и предложение супругов о переходном периоде, в течение которого они все-таки будут делить свое время между Канадой и Британией.

Однако такие "вольности" имеют и достаточно жесткие ограничительные условия. Так, в решении королевы заявлялось, что отказ от выполнения обязанностей главных членов королевской семьи не означает полной свободы, так как Гарри и Меган все равно обязаны соблюдать некоторые требования, которые должны быть составлены в течение нескольких месяцев после их отъезда. Пока не известны все аспекты этих самых требований, но они явно "привязывают" чету к королевской семье, и вопрос о ее независимом образе жизни видится спорным.

Например, Елизавета II дала супругам время на принятие решений по финансированию охраны семьи и сохранению за Гарри и Меган титулов герцогов Сассекских. Поскольку Гарри все-таки внук королевы и участник афганской войны, то является постоянной мишенью для террористов. По подсчетам канадских журналистов, охрана малой семьи Гарри в Канаде будет стоить примерно $1,3 млн в год. Что по понятным причинам ставит чету в зависимость от субсидии, которая выделяется королевской семье решением парламента.

Слова из-за океана

Сенсационным событием для королевства, да и всего мира, стало интервью, которое принц Гарри и Меган 7 марта 2021 года дали американской телеведущей Опре Уинфри. Выглядело оно, правда, так, словно инициатором публичной беседы и даже ее ведущей была не журналистка, а Маркл. Многие американские и британские газеты назвали интервью бунтом против королевского дома, так как, объясняя свой отъезд, пара выдвинула против семьи ряд обвинений.

В частности, в интервью супруги обвинили членов королевской семьи в нежелании поддержать их, когда кто-то оказывался в трудной ситуации. По словам Меган, такое пренебрежительное отношение довело ее до стрессового состояния и привело к мыслям о самоубийстве. Прозвучало и обвинение в расизме, основанное на опасениях кого-то из семьи, что цвет кожи второго ребенка пары Гарри и Меган не будет белым.

Маркл также не забыла упомянуть свое недовольство ограничениями в публичности, включая выступления и свободу передвижений. Нелепыми, с ее точки зрения, выглядели и поклоны, которые родственники королевы должны были делать при ее появлении. Все это вкупе, как сказали супруги, и привело к их решению отказаться от роли высокопоставленных членов королевской семьи, покинуть Лондон и обеспечивать себя самостоятельно.

Интервью было настолько жестким, что даже те добрые слова в адрес Елизаветы II, которые прозвучали в ходе беседы, не меняли ни посыл, ни атмосферу разговора, а являлись либо лицемерием, либо желанием пощадить чувства супруга (со стороны Меган) к бабушке. В результате весь мир узнал, что образцовая королевская семья — всего лишь миф.

Скорый ответ Елизаветы II на телевизионное выступление родственников носил куда более миролюбивый характер, в нем не было ни осуждений, ни нравоучений. Королева сообщала, что она и близкие очень огорчены тем, что годы в Великобритании были столь трудны для молодой четы; и несмотря на все обстоятельства, они будут оставаться любимы членами монархического семейства.

Правда, примирения так такового не произошло. Елизавета II продемонстрировала выдержку, а Меган, являясь актрисой, воспитанной на республиканских американских ценностях, не пожелавшая следовать английским традициям, проявила свой, хотя и скрытый, антимонархизм. 

Предпосылки и последствия

Пожелавший остаться неназванным эксперт по королевским делам массовой ежедневной газеты Daily Mail отметил, что интервью нанесло настолько сильный удар по "архаичной" по своей сути монархии, что она неминуемо потерпит крах уже при Елизавете II. Американская газета The New York Times сравнила публичную беседу со взрывом, который потряс монархию, Содружество и разделил британское общество.  

Тем временем самые продаваемые газеты Великобритании, включая The Sun и Daily Mail, опубликовали на своих полосах множество негативных историй о Меган с тех пор, как ее отношения с Гарри стали достоянием общественности.

Опросы общественного мнения, проводимые журналистами вскоре после скандального интервью, свидетельствовали, что около 40–45% респондентов продолжают относиться к Гарри положительно, но около 50% — отрицательно.  Показатели его супруги оказались куда хуже — только трое из десяти опрошенных заявили, что они позитивно настроены к Меган и ее высказываниям в телевизионном выступлении.

Директор по изучению общественного мнения консалтинговой компании "ДельтаОпрос" Дж. Твайман считает, что семью Елизаветы II, почитателей традиций и британцев старшего возраста особенно беспокоит вопрос, что думает о монархии молодое поколение, хорошо знакомое с антимонархизмом, господствующим в США. Опросы показали, что молодежь расколота на два близких по численности лагеря. Так, поддержка бунтовщицы Меган со стороны молодых людей такая же, как и поддержка традиционалистки Кейт, супруги принца Уильяма, который является вторым в очереди на престол (после отца, принца Чарльза).

Кризис усугубляется двумя обстоятельствами — преклонным возрастом Елизаветы II и уже существующим расколом британского общества. 95-летие (21 апреля 2021 года) королевы, которая пользуется огромной поддержкой населения, тем не менее ставит вопрос о ее преемнике. А наследник престола принц Чарльз, несмотря на его активность и намерение демократизировать монархию, все-таки не имеет достаточного авторитета.

Сегодня уже очевидно, что в многослойном британском обществе традиционалисты теряют свои позиции. Так, согласно последней переписи населения, проведенной в 2011 году, в Англии и Уэльсе проживает 56,1 млн человек. Из них 33,2 млн назвали себя христианами — это 59,3% от общего числа населения. Вторая и притом быстро растущая категория британских граждан — мусульмане (2,8 млн — 4,8% от всего населения). Третья категория — неверующие (14,1 млн человек — 25,1%). Естественно, что существенная их часть не верит в постулат, что королева — наместник Бога на земле. Иначе говоря, можно предположить, что они способны поддерживать требование самой крупной британской антимонархической организации "Республика" об упразднении монархии.

Таким образом, создаются благоприятные условия, при которых интерес к требованиям Меган и принца Гарри будет возрастать, а кризис монархии — обостряться.

Галина Остапенко

Читать на tass.ru