ГААГА, 8 февраля. /ТАСС/. Иммунитет является серьезным препятствием для дальнейших уголовных преследований лиц, которые могут быть причастны к крушению Boeing на Украине в июле 2014 года. Об этом заявила в среду в беседе с ТАСС голландский эксперт по правовым вопросам Мариеке де Хон, комментируя решение Совместной следственной группы приостановить расследования по этому делу.
"Я понимаю принятое решение, потому что иммунитет является серьезным препятствием для преследования [голландским] судом, - отметила она. - Люди, которые были осуждены в ноябре прошлого года, заявляли, что не входили в ряды Вооруженных сил РФ, а Россия отрицала участие в военных действиях. Это позволило прокуратуре заявить, что на них не распространяется иммунитета комбатанта". "Однако что касается членов экипажа ЗРК "Бук" и людей, стоящих выше по иерархии, все они, скорее всего, обладают различными видами иммунитета, и это станет препятствием на пути преследования", - сказала де Хон.
По словам эксперта, для того чтобы снять этот иммунитет, необходимо доказать, что это было военное преступление, что представляется крайне сложным.
Разбирательства продолжаются
"С другой стороны, огромный объем информации, который собран ССГ, может быть полезен для других процессов", - добавила де Хон. "Так, в конце марта Совет ICAO вынесет решение относительно того, нарушила ли Россия Конвенцию о международной гражданской авиации путем причастности к крушению "Боинга" на Украине в июле 2014 года и отказа в проведении расследования [инцидента], - заметила она. - Еще один процесс идет в ЕСПЧ, который в январе принял решение о рассмотрении дела по существу о нарушении Россией целого ряда положений Европейской конвенции по правам человека, в том числе в связи с причастностью к крушению рейса MH17".
"Международный уголовный суд не признает иммунитет глав государств, однако сложность здесь заключается в том, что суд в настоящее время не рассматривает дела заочно, - продолжила эксперт. - Это потребует арест и доставку лиц, причастных к трагедии. Однако в будущем информация, собранная ССГ, может имеет важное значение для преследования [и в этой инстанции]".
Ранее Совместная следственная группа заявила, что приостанавливает расследование дела MH17 в связи с отсутствием достаточного количества доказательств для преследования новых подозреваемых.
Спустя почти девять лет
Пассажирский Boeing 777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины, в результате чего погибли 298 человек - граждане 10 государств. Для расследования трагедии были создана Совместная следственная группа, в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. В июне 2019 года следователи объявили, что установили личности четырех человек, подозреваемых в причастности к инциденту. Это бывший глава ополченцев Донецкой Народной Республики Игорь Гиркин (Стрелков) и его подчиненные Сергей Дубинский, Олег Пулатов и Леонид Харченко. Судебный процесс над ними начался в Нидерландах 9 марта 2020 года. Всех их обвиняли в том, что они занимались доставкой зенитного ракетного комплекса "Бук" на Украину с территории РФ. Для всех обвиняемых прокуратура требовала пожизненного заключения.
Решение по делу суд вынес 17 ноября 2022 года. Гиркин, Дубинский и Харченко были признаны виновными и заочно приговорены к пожизненному заключению. Пулатов был оправдан за неимением достаточного количества доказательств причастности к инциденту.
Российские официальные лица неоднократно выражали недоверие к результатам работы следственной группы, указывали на безосновательность аргументов обвинения и нежелание использовать выводы Москвы в ходе расследования.