11 сентября 2023, 10:20
Статья

"Этим событием мы не гордимся": США и трагедия переворота в Чили

50 лет назад военные взяли под контроль самое благополучное государство Южной Америки. Число жертв исчислялось сотнями, что не остановило Белый дом от быстрого признания путчистов
Солдаты укрываются во время сбрасывания бомб на президентский дворец Ла Монеда, 11 сентября 1973 года. AP Photo/ Enrique Aracena
Солдаты укрываются во время сбрасывания бомб на президентский дворец Ла Монеда, 11 сентября 1973 года

1,5 тыс. убитых, 13,5 тыс. арестованных и около 200 тыс. вынужденных эмигрантов — 11 сентября 1973 года конституционный кризис в Чили завершился самым трагическим способом, какой можно было себе представить. Ударные силы путчистов генерала Пиночета блокировали в резиденции Ла Монеда законного главу государства Сальвадора Альенде, обвинявшегося в превышении полномочий, и после отказа от капитуляции пошли на штурм. Прощальная речь президента, переданная по радио, всколыхнула соседние страны: по ним прокатились антиамериканские акции протеста. Белый дом отверг причастность к перевороту прежде чем спустя три десятилетия фактически признать ее публикацией 24 тыс. секретных документов о тесных взаимоотношениях с чилийской хунтой и ее спецслужбой DINA.

Президент со стороны спины

Генерал Пиночет, поставивший все на карту 11 сентября 1973 года, выбрал эту дату не случайно — день в день в 1924 году в Чили произошел успешный военный переворот. Мысль повторить его рождалась у военных под впечатлением от кризиса в экономике: в 1972 году инфляция превысила 140% и разросся черный рынок. В действительности за некоторыми из трудностей Чили стояли внешние силы. США вмешались в местную политику, блокировав кредитование по линии Всемирного и Межамериканского банков.

Раздражение Белого дома вызывал находившийся у власти с 1970 года президент-социалист Сальвадор Альенде. В нем видели демократического политика, открыто придерживающегося марксизма, и возможного союзника СССР. Как следует из опубликованных уже в XXI веке документов, госсекретарь Генри Киссинджер считал курс Альенде "значительнейшей за все время угрозой Америке в Западном полушарии" и призывал президента США Ричарда Никсона действовать, "принимая трудные и исторически значимые решения". Уговаривать Никсона не приходилось: в Белом доме сначала попробовали помешать утверждению Альенде, воздействовав на парламент, а затем на уровне ЦРУ стали изучать возможность государственного переворота.

Политическая действительность 1970-х благоприятствовала этим планам. В 1964 году в Бразилии, в 1966-м в Аргентине, в 1968-м в Перу и в 1969-м в Боливии произошли успешные военные перевороты. Политическая программа каждого из них включала безоговорочную поддержку Америки, сочетавшуюся с упразднением демократических порядков. Реализовать тот же сценарий в Чили мешали немногочисленные генералы-лоялисты. С их предварительного устранения будущая хунта и стала прокладывать себе путь к власти.

Репетиция генералов

Тесные связи Аугусто Пиночета и его соратников по перевороту с американцами стали складываться еще в 1960-е годы, когда Белый дом развернул программу помощи чилийской армии. Первоначально вложения распространялись не только на нее, но и на несколько секторов экономики и гарантировались нахождением у власти президента Эдуардо Фрея Монтальвы. За годы его правления в форме инвестиций и займов Чили получила от США около $1,2 млрд, из которых 20 млн — непосредственно на предвыборную кампанию Фрея. После того как правого президента сменил левый Альенде, денежные потоки иссякли. За исключением помощи армии: с ней США порывать не собирались. 

В 1970 году налетчики, имевшие связи в военных кругах, совершили нападение на автомобиль одного из неудобных генералов — Рене Шнайдера. Заднее стекло машины разбили, а самого военного расстреляли в упор. Следствие остановилось на версии о зашедшей слишком далеко попытке похищения, почти не отличавшейся от спланированного убийства. Сам генерал, известный твердой лояльностью демократическим процедурам, скончался вскоре после попадания в больницу.

В 2001-м сын Шнайдера Рене Шнайдер — младший подал в суд на бывшего госсекретаря Генри Киссинджера, обвинив того в содействии расправе над своим отцом. Доказательства злого умысла почерпнули из рассекреченных документов ЦРУ, касающихся отношений с хунтой. Близкая ей группировка военных, стоявшая за убийством Шнайдера, получала финансирование от США. Но несмотря на это, привлечь к ответственности Киссинджера не удалось: факт передачи денег от американцев убийцам был зафиксирован не перед расправой в 1970-м, а только позже, в 1973 году.

Тем временем, ощутив свою безнаказанность, заговорщики перешли к прямому давлению на законные власти. В июне 1973 года формирования подполковника Роберто Супера совершили репетицию государственного переворота, кратковременно блокировав президентский дворец, в котором Альенде по случайности не находился. Отделавшись легким испугом, президент не успел принять все меры безопасности, как получил удар с другой стороны. В августе против него собралась коалиция в парламенте, и тот принял резолюцию с обвинениями первого лица в узурпации полномочий законодательной и судебной властей. Формулировки были предельно жесткими — депутаты пошли на то, чтобы призвать военных взять обеспечение соблюдения конституции на себя.

Острое блюдо с соусом чили

Теснимый противниками Альенде тем не менее отгонял мысль о том, что будет свергнут грубой силой. Вплоть до 11 сентября предательство генерала Пиночета, занимавшего должность верховного главнокомандующего, не приходило ему в голову - ведь Пиночет помог подавить восстание Супера. Возможно, поэтому разработанный путчистами план выступления застиг законные власти врасплох. Захватив логистический центр страны город Вальпараисо, военные добились прекращения работы большинства теле- и радиостанций. Альенде, когда его поставили в известность, не смог совладать с дефицитом информации. У президента сложилось впечатление, что поддержку мятежникам оказывает лишь небольшая часть военных, а генерал Пиночет не приходит на помощь только потому, что оказался под арестом. Глава государства без толку названивал коварному военачальнику и, не получив ответа, объявил, что продолжает сопротивление.

Около 9 утра 11 сентября окончательное свержение Альенде стало лишь делом времени. Блокированный в президентском дворце, он воспользовался своим положением, чтобы донести до всего мира весть о беззаконии и призвать к неповиновению. Широко известное "Последнее обращение президента Альенде" — сконцентрированное выражение этих попыток: в нем лидер страны провозгласил, что не сдастся перед угрозой насилия, а заговорщикам предрек суд истории. Организаторы переворота тем временем решали, как поступать с защитниками власти. В конце концов выбор остановили на штурме Ла Монеды. В его ходе Альенде лишился жизни: по господствующей версии — от пули военных, по менее распространенной — в результате самоубийства.

Хунта и Штаты

Как свидетельствуют рассекреченные материалы, перед началом путча США заключили соглашение с Бразилией: во избежание неловкости первыми признать новое правительство отводилось латиноамериканцам. Пока военная хунта одной страны протягивала руку помощи другой, в чилийской столице Сантьяго разворачивались расправы со сторонниками свергнутого президента и приравненными к ним левыми активистами. Грязную работу взяли на себя люди полковника Мануэля Контрераса, позже сформировавшие одиозную спецслужбу DINA. Часть рассекреченных американцами документов затрагивает сотрудничество ЦРУ и DINA. Из них следует, что зарплату от ЦРУ некоторое время получал и сам Контрерас.

Официально, впрочем, ни о чем подобном не могло быть и речи. В 1975 году комитет американского Сената провел "независимое расследование" участия ЦРУ в чилийском перевороте и пришел к выводу, что его… не было вовсе. На той же версии настаивал и Государственный департамент, в том числе в 1976 году, когда террористический акт в самом Вашингтоне унес жизнь бывшего министра Альенде Орландо Летельера и американки Рони Моффитт. В наши дни известно, что за двойным убийством стояла DINA. Но тогда, в 1970-е, США пришлось закрыть глаза на действия близкого, но неудобного союзника.

Контрерас тем временем использовал доставшиеся ему полномочия для организации тщательно спланированных облав в масштабах всего Западного полушария. Тайная встреча руководства DINA со спецслужбами Бразилии, Уругвая и Аргентины увенчалась утверждением плана "Кондор", предполагавшего поиск и устранение политически неблагонадежных, заподозренных в сочувствии к коммунистам. Размах действий чилийской хунты и ее методы в конце концов рассорили ее с американцами, утратившими заинтересованность в ней после прекращения холодной войны. В 1990 году чилийский диктатор потерял власть, в 1998-м был арестован в Великобритании и предан суду, а в 2003-м госсекретарь США Колин Пауэлл позволил себе заметить о событиях 1973 года: "Этим эпизодом нашей истории мы не гордимся". 

Как относятся к нему сами чилийцы? Спустя десятилетия им представляется национальная травма, к преодолению которой стремятся политики. В 2010-е примирению с прошлым содействовал успех дочери бывшего сотрудника администрации Альенде Альберто Бачелета Мишель, избранной на пост президента Чили. Массовые протесты 2019 года обнаружили, что кадровых перемен недостаточно. Под воздействием манифестаций чилийские власти согласились отказаться от конституции, принятой во времена Пиночета. Работа над новым основным законом продолжается в наши дни.

Игорь Гашков