3 октября 2023, 07:30
Статья
Миграционный кризис в Европе

Манящий мигрантов южный выступ Италии — символ неразрешимой проблемы у границ ЕC

EPA-EFE/ CIRO FUSCO

10 лет назад, 3 октября 2013 года, кораблекрушение вошло в историю XXI века: у переполненного мигрантами судна, шедшего из Туниса к итальянской Лампедузе, по пути отказал двигатель. Перемещение пассажиров, добиравшихся до Европы незаконно, не отслеживали радары. В отчаянной надежде подать сигнал бедствия команда подожгла одеяла, но пламя вышло из-под контроля и охватило все судно. На борту находилось 510 человек — более 360 из них погибли.

Спустя 10 лет после трагедии стремление отвлечь мигрантов от лампедузского берега — один из приоритетов ЕС. В силу географических причин потоки переселенцев продолжают сходиться у этого острова: нынешней осенью он принимает тысячи нелегалов ежедневно — при собственном населении всего в 6 тыс.человек. Одновременно сотни недобравшихся гибнут в волнах Средиземного моря.

Притяжение пучины

Разразившаяся в октябре 2013 года катастрофа заставила пристально изучить механизм нелегальной миграции, достаточно успешный, чтобы оставаться неизменным уже несколько десятилетий. В его основе — деятельность мафии проводников в странах, где европейская жизнь приравнивается к мечте, — африканских южнее Сахары, в Магрибе и на Ближнем Востоке. Доставку клиентов поближе к границам Запада берут на себя преступные синдикаты. Они же продают билеты на суда, готовые нарушить границы ЕС, — у берегов Лампедузы 10 лет назад их роль выполнила утлая рыбацкая лодка длиною всего в 20 м.

Следствие установило, что прежде чем взойти на борт потрясенные условиями мигранты бунтовали, за что подвергались побоям и даже пыткам, а женщин насиловали, если выяснялась их неплатежеспособность. Тем не менее у сомалийца Мухамуда Элми Мухидина и палестинца Аттура Абдальменема, организовавших поездку, проблем с деньгами не возникло. В подавляющем большинстве их клиенты согласились заплатить за пропуск на борт €3 тыс., поскольку доверяли своим перевозчикам и знали их в лицо. Позже 150 выживших мигрантов, оказавшихся в Италии, нашли и пробовали линчевать Мухидина и Абдельменема, что привело к непредвиденному результату — обнаружению проводников полицией и посадке их в тюрьму.

Пока следствие разбиралось в хитросплетениях бизнеса преступников, вице-премьер Италии Анджелино Альфано успел назвать катастрофу "европейской трагедией", а глава Еврокомиссии в 2013 году Жозе Баррозу пообещал европейскую помощь в борьбе с кораблекрушениями. Но оба они явно не успевали за развитием событий. Спустя всего восемь дней, 11 октября 2013 года, недалеко от берегов острова вновь перевернулось судно с мигрантами, 34 из которых погибли. Итальянское правительство ответило программой по спасению нелегалов на море Mare Nostrum, на смену которой в 2014 году пришла общеевропейская операция Triton. Перед моряками ставили задачу спасать тонущих мигрантов: однако их отлов на море, высадка на берег и социализация в итальянском обществе вели к росту ультраправых настроений, не решая при этом основной проблемы: как европейцам быть с миллионами иностранцев, желающих пополнить их число?

Европа с черного хода

Осенью 2023 года самый южный итальянский остров Лампедуза — снова одна из горячих точек Старого Света. За истекшие месяцы года в волнах Средиземного моря погибли 2 тыс. несостоявшихся переселенцев, но много больше их — десятки тысяч — высадились и прошли через Лампедузу. Для крошечного острова площадью в 20,2 кв. км это непосильная ноша. На пике, в сентябре 2023 года, к его берегу прибивало 6–7 тыс. мигрантов ежедневно, что увеличивало его население вдвое.

C точки зрения Италии, такой приток означает местное повторение общеевропейского миграционного кризиса. По сравнению с 2022 годом, когда к ее берегам нелегально прибыли 69 тыс. человек, в нынешнем эта цифра возросла до 133 тыс. Это близко к рекорду 2016 года, когда через итальянские берега и главным образом Лампедузу прошли 180 тыс. Но в те времена власть на полуострове принадлежала умеренному прогрессисту Маттео Ренци. С тех пор общественное мнение качнулось вправо, позволив сформировать правительство националистам. Их лидер Джорджа Мелони в юности увлекалась идеями Муссолини. Но даже правый радикализм оказывается на деле таким же беспомощным перед лицом миграционной волны, как и стратегии центристов.

Как и 10 лет назад, помощь Лампедузе обещает оказать Еврокомисия. В сентябре ее председатель Урсула фон дер Ляйен посетила остров. Декорации к ее визиту предоставили акции протеста. Участие в них принял замглавы местной администрации Аттилио Луча, явно взывавший не только к региональным, но и к вышестоящим властям. Пикетчики провозглашали: "Лампедуза — наша и для нас" и угрожали перекрыть транспортное сообщение на острове. Их заветная мечта — возвратить Лампедузе потерянную репутацию курорта, где ничто не мешает отдыху у моря. Однако в обозримом будущем этим надеждам вряд ли суждено сбыться.

Договор и деньги

За 10 лет, прошедших после кораблекрушений у Лампедузы, европейцы испробовали несколько подходов к решению миграционной проблемы. Основной сводится к заключению договоров с южными прибрежными странами в попытке заставить их взять на себя сдерживание мигрантов. Самую резонансную сделку подобного рода скрепили в 2016 году Евросоюз и Турция: в обмен на финансирование и либерализацию въездного режима Анкара давала согласие обуздать приток сирийских беженцев , шедших через ее границы, — и сдержала свое слово. 

Однако для жителей Лампедузы значение имеют лишь близлежащие Тунис, Египет и Ливия, договориться с которыми сложнее. В 2017 году итальянское правительство заключило соглашение с ливийским, но добилось лишь смягчения миграционной проблемы. Распавшаяся после свержения Каддафи Ливия — трудный партнер по переговорам из-за обилия конфликтующих в ней сил. Содействовав свержению центрального правительства в 2011 году, итальянцы пожинают горькие плоды этого решения до сих пор.

В орбиту ливийской турбулентности вовлечен и Тунис. Летом 2023 года Мелони и фон дер Ляйен заключили с его властями договоренности о сдерживании нелегальной миграции в обмен на инвестиции в 100 млн. Однако не все зависит от правительств: мигранты, шедшие через Ливию, легко пересекают тунисскую границу, что характерно для всех границ, проложенных по пескам в Сахаре. Усилить контроль непросто. Прошедшая по региону "арабская весна" оставила в нем свой след в виде мозаики неустойчивых и ослабевших режимов. Для того чтобы обуздать криминально-коррупционную деятельность перевозчиков, им часто не хватает ни возможности, ни желания.

Дети Африки

Другая проблема, которую, по крайней мере теоретически, предстоит решить европейцам, — демографическая. Массовый поток мигрантов через Средиземное море соотносится с резким ростом населения Африки. По прогнозам демографов, к 2050 году оно может увеличиться на 1 млрд 100 млн, что делает неизбежными попытки массового переселения в Европу.

Напряжение, чувствующееся в Старом Свете, в 2017 году выразил Эмманюэль Макрон: от африканцев он ждет резкого сокрашения рождаемости, поскольку "при семи-восьми детях на женщину любые попытки добиться стабильности бессмысленны". С теоретической точки зрения быстрое снижение — не утопия: в последние десятилетия такой скачок удался Кении. Однако в окружении государств, не готовых сдерживать демографию, отставание по численности населения рискованно. Европейцам могла бы помочь координированная программа по снижению африканской рождаемости — однако проекты такого рода не только тяжелы в реализации, но и не вписываются в рамки политической корректности.

Тем более что и влияние европейцев на Черном континенте тает, уступая место участию Китая, России, Турции и Ирана. Продолжающийся политический кризис в Нигере подчеркивает это. Уже на протяжении многих лет именно нигерцы возглавляют мировой рейтинг по числу рождений на женщину. Неспособность бывшей колониальной державы — Франции — совладать с положением в самом эпицентре демографического взрыва высвечивает бессилие европейцев значимо повлиять и на демографическую ситуацию в целом.

Большой европейский забор

В таком случае выходом для Старого Света могло бы стать дистанцирование от соседей. На этом решении настаивают националисты. В случае Лампедузы их жесткий курс означал бы введение морской блокады. Возможность перекрытия потока из портов Северной Африки в качестве последнего средства упоминает в своих речах Джорджа Мелони. Однако, прежде чем отважиться на это, Италии пришлось бы устранить из акватории европейские гуманитарные организации, которые специализируются на поиске тонущих и доставке их на северный берег.

С теоретической точки зрения гуманитарные организация вдохновляются общечеловеческими идеалами, но по крайней мере частично получают финансирование от правительства ФРГ. Осенью 2023 года между Римом и Берлином проскочила искра: итальянцы требуют от немцев прекратить перевод денег на помощь спасателям. Однако даже без государственного вспомоществования у НКО, скорее всего, найдутся альтернативные спонсоры. Часть общественного мнения сочувствует массовой миграции, и без преодоления внутреннего европейского сопротивления кризису на Лампедузе не завершиться.

Игорь Гашков