Иранский гамбит: что осталось согласовать Тегерану и "шестерке"

EPA/ VALENTIN FLAURAUD
На 30 июня намечено подписание соглашения об окончательном урегулировании ядерной программы Ирана

30 июня истекает намеченный срок подписания соглашения об окончательном урегулировании иранского ядерного досье между Тегераном и "шестеркой" международных посредников - пять постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай) и Германия. Переговоры, призванные ограничить ядерные амбиции Ирана, продолжались около 10 лет. 

В ноябре 2014 года в Вене стороны договорились выработать политические параметры сделки к концу марта, а к концу июня - прописать ее техническую реализацию. 

2 апреля Иран и "шестерка" смогли договориться об основных пунктах будущего соглашения. Документ, подписанный в Лозанне, получил название Совместный комплексный план действий. Он предусматривает ряд ограничений ядерной деятельности Исламской Республики Ирана (ИРИ) в обмен на полную отмену всех санкций. 

Однако практически сразу после встречи в Лозанне и в СМИ и в экспертных кругах появились разные трактовки будущего документа. Неслучайно по окончанию переговоров в апреле глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что "дьявол в деталях"

Начиная с 17 июня, Иран и "шестерка" ведут практически непрерывные переговоры, стремясь успеть к 30 июню. Однако, по данным диписточников, переговоры могут быть продлены. Стороны не успевают согласовать все детали. 

Планируется, что итоговые договоренности будут оформлены в виде соглашения и нескольких приложений к нему. Документ должен содержать план действий из нескольких тематических блоков. В частности, параметры обогатительной программы Ирана, научно-исследовательской деятельности в атомной сфере, международное сотрудничество, проверочная деятельность МАГАТЭ и прояснение вопросов возможной военной направленности, условия и порядок снятия санкций СБ ООН и односторонних ограничений США и ЕС, механизм обзора выполнения соглашения и разрешения спорных вопросов, сроки действия договоренностей.

Что является предметом дискуссий в Вене и каких позиций придерживаются участники переговоров  - в материале ТАСС.

Обогатительная программа

В Лозанне была достигнута договоренность, что Тегеран на две трети сократит количество установленных центрифуг - с 19 тыс. до 6,1 тыс. аппаратов первого поколения (IR-1), из них только 5 тыс. будут обогащать уран на протяжении 10 лет. Оставшиеся центрифуги будут использоваться для научной деятельности на предприятии в Фордо. 

При этом в течение 15 лет после вступления соглашения в силу степень обогащения урана не должна превышать 3,67%, а его запасы будут сокращены до 300 кг с 10 тонн.

Все излишние центрифуги и обогатительная инфраструктура должны быть перемещены на склады и содержаться под контролем МАГАТЭ.  Иран также обязуется не строить новые ядерные предприятия в следующие 15 лет.

В результате "время  прорыва" (за которое страна может беспрепятственно и незаметно для надзорных органов наработать ядерный материал, достаточный для производства ядерной бомбы) должно вырасти с 2-3 месяцев до одного года. 

Степень согласованности

Как отмечают дипломатические источники ТАСС, этот блок вопросов в значительной мере согласован.

Научно-исследовательская деятельность

Предполагается, что второе крупное обогатительное предприятие в Фордо больше не будет использоваться по своему прямому назначению в течение ближайших 15 лет. Иранская сторона согласилась на то, чтобы завод служил "лишь мирным целям". Он станет площадкой для научно-исследовательского центра ядерной физики и технологий. При этом на площадке в течение 15 лет не должен находиться обогащенный ядерный материал. А две-трети установленных здесь центрифуг должны быть демонтированы и складированы под контролем МАГАТЭ на 10 лет.

Степень согласованности

По данным дипломатических источников ТАСС, к созданию такого  центра могут быть привлечены ядерные предприятия стран "шестерки". Однако этот вопрос еще находится в стадии согласования. Более того, объем исследовательских работ, которые разрешено будет производить Тегерану, окончательно не определен. Иранские власти настаивают на том, что исследовательская деятельность не должна существенно ограничиваться, а требования ряда западных стран фактически "заморозить" ее на 12 лет являются "чрезмерными и несправедливыми".

Реакторы и переработка

Иран дал свое принципиальное согласие на реконфигурацию тяжеловодного реактора в Араке таким образом, что в своей работе он не будет производить плутоний, который может использоваться в военных целях. Существующее ядро реактора должно быть разрушено или вывезено из страны, как и отработанное топливо с него. А тяжелую воду ИРИ будет аккумулировать только в объемах необходимых для функционирования перестроенного реактора, продавая излишка за рубеж в следующие 15 лет.

Лозаннские договоренности также предусматривает, что Иран ни при каких условиях не будет осуществлять исследования в сфере переработки отработанного ядерного топлива и строить новые тяжеловодные реакторы.

Степень согласованности

Будущая конструкция реактора в Араке принципиально согласована, однако детали реализации проекта все еще обсуждаются. Как пояснял по итогам предыдущего раунда замглавы МИД РФ Сергей Рябков, "есть понимание, во что объект будет переделан, но нет понимания, кто его будет переделывать, когда, как и на какие средства. По состоянию на сегодня... реконфигурация "Арака" остается в разряде благих пожеланий", - сказал он. 

Прорабатываемые коммерческие и технические схемы сторонами переговоров не разглашаются. Однако, как стало известно из сообщений западных СМИ, страны "шестерки" готовы предоставить Тегерану высокотехнологичные реакторы и другое современное оборудование.

Международные инспекции и контроль

В Лозанне были достигнуты и принципиальные договоренности в отношении международного контроля за ядерной программой Ирана.

Тегеран гарантирует, что инспекторы МАГАТЭ получат регулярный доступ ко всем ядерным предприятиям и возможность использовать самые современные технологии для мониторинга. Кроме того, у специалистов будет доступ ко всей "топливной цепочке", что позволит исключить разработку секретной ядерной программы Тегераном. В частности, МАГАТЭ получит доступ к урановым рудникам и заводам по переработке урана на ближайшие 25 лет. Обогатительные предприятия и склады хранения также окажутся под наблюдением экспертов на 20 лет.

Вместе с тем Тегеран обязуется выполнять требования Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях МАГАТЭ, что дает инспекторам больший доступ к информации и предприятиям ядерной отрасли. От Ирана также требуется представить доступ МАГАТЭ к подозрительным площадкам, на которых, предположительно, могло скрыто осуществляться обогащение ядерных материалов или производство центрифуг. Прояснение вопросов возможно военной направленности иранской ядерной программы также закреплено в перечне обязательств Тегерана.

Степень согласованности

Вопросы, относящиеся в проверкам, остаются одними из самых проблемных в ходе финальной стадии переговоров Ирана и "шестерки".

Западные страны, ссылаясь на то, что Иран в прошлом проводил скрытые ядерные исследования, требуют применить более жесткие меры контроля, чем это предусмотрено международными требованиями. В том числе идет речь о включении в перечень контролируемых объектов некоторых военных баз.

Иранские власти против, опасаясь, что могут быть затронуты вопросы национальной безопасности. Так, 23 июня меджлис ИРИ принял закон, вступивший в силу на следующий день, обязывающий правительство Ирана соблюдать достижения и права иранского народа в ядерной области. Закон запрещает допуск экспертов МАГАТЭ на неядерные, в том числе военные объекты, а также проведение опросов иранских ученых-ядерщиков, "не допускает каких-либо ограничений в развитии мирной ядерной сферы, касающейся научной, научно-исследовательской деятельности и технологических разработок".

Российская сторона в этом вопросе допускает применение более жестких контрольных мер к Тегерану. Принципиальным для Москвы является закрепление в будущем соглашении нормы, которая бы не позволила использовать такой механизм применительно к другим странам. Так, по словам Рябкова, "уставные полномочия МАГАТЭ - основа основ", а возможные отклонения в сторону усиления контроля "требуют фиксации того, что такие договоренности не создают прецедента для других стран и не должны быть непомерным бременем для МАГАТЭ".

Санкции и механизм контроля за соглашением

Вопрос санкций был проработан в Лозанне лишь схематично. Сторонам удалось договориться, что санкции с Ирана будут сниматься по мере подтверждения МАГАТЭ, что Тегеран выполнил условия соглашения.  При этом "стержневые положения" санкций СБ ООН, касающиеся чувствительных технологий, будут из прежних резолюций перенесены в новую и должны стимулировать Иран к соблюдению своих обязательств. 

Предполагается, что будет сформирован механизм рассмотрения споров и обзора за выполнением соглашения. При этом отмечается, в случае значительного отклонения от выполнения своих обязательств санкции СБ ООН могут быть вновь введены в действие. 

"Главная задача - обеспечить, чтобы прерогативы СБ ООН были гарантированы и отсутствовала возможность автоматического восстановления санкций, это согласовано, зафиксировано и установлено", - подчеркивал Рябков. По его словам, такая установка нашла понимание у партнеров по переговорам, и обеспечить неприкосновенность полномочий СБ ООН в целом удалось.

Санкции в отношении Ирана. Досье

Степень согласованности

Снятие санкций -  один из самых противоречивых вопросов, оставшихся в повестке дня переговоров. Нет ясности относительно порядка, условия и времени снятия санкций СБ ООН. 

Иран настаивает на том, чтобы все экономические, финансовые и банковские ограничительные меры, прописанные в резолюциях СБ ООН и предусмотренные односторонними ограничительными мерами со стороны США, были сняты в день заключения соглашения. 

Поэтапная отмена санкций, по мнению Тегерана, ставит ИРИ в невыгодные условия, поскольку начав сокращение своей ядерной деятельности или перепрофилирование своих предприятий, и в случае нарушения обязательств другой стороны по отмене санкций, Ирану будет трудно, а иногда и невозможно вернуться к уровню ядерной деятельности, существовавшей до заключения соглашения. Иранское руководство также неоднократно заявляло, что в случае нарушения условий соглашения противоположной стороной, Иран оставляет за собой право вернуться к уровню обогащения урана до 20%.

Излагая российскую позицию по этому вопросу, Рябков подчеркивал, что Москва заинтересована в поиске такого решения, которое не будет мешать развитию отношений с Тегераном. Одним из аспектов является требование о снятии оружейного эмбарго в отношение Тегерана в качестве одной из первоочередных мер. Однако настоять на этом российской делегации пока не удалось.

Не до конца согласованы полномочия и механизм работы контрольного органа за исполнением соглашения. Предполагается, что этот орган будет осуществлять периодический обзор выполнения соглашения, а также разбирать спорные моменты. Однако сфера его полномочий и принцип принятия решений о возможном возврате санкций все еще обсуждается.