Иранский гамбит: что осталось согласовать Тегерану и "шестерке"

EPA/ VALENTIN FLAURAUD
На 30 июня намечено подписание соглашения об окончательном урегулировании ядерной программы Ирана

30 июня истекает намеченный срок подписания соглашения об окончательном урегулировании иранского ядерного досье между Тегераном и "шестеркой" международных посредников - пять постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай) и Германия. Переговоры, призванные ограничить ядерные амбиции Ирана, продолжались около 10 лет. 

В ноябре 2014 года в Вене стороны договорились выработать политические параметры сделки к концу марта, а к концу июня - прописать ее техническую реализацию. 

2 апреля Иран и "шестерка" смогли договориться об основных пунктах будущего соглашения. Документ, подписанный в Лозанне, получил название Совместный комплексный план действий. Он предусматривает ряд ограничений ядерной деятельности Исламской Республики Ирана (ИРИ) в обмен на полную отмену всех санкций. 

Однако практически сразу после встречи в Лозанне и в СМИ и в экспертных кругах появились разные трактовки будущего документа. Неслучайно по окончанию переговоров в апреле глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что "дьявол в деталях"

Начиная с 17 июня, Иран и "шестерка" ведут практически непрерывные переговоры, стремясь успеть к 30 июню. Однако, по данным диписточников, переговоры могут быть продлены. Стороны не успевают согласовать все детали. 

Планируется, что итоговые договоренности будут оформлены в виде соглашения и нескольких приложений к нему. Документ должен содержать план действий из нескольких тематических блоков. В частности, параметры обогатительной программы Ирана, научно-исследовательской деятельности в атомной сфере, международное сотрудничество, проверочная деятельность МАГАТЭ и прояснение вопросов возможной военной направленности, условия и порядок снятия санкций СБ ООН и односторонних ограничений США и ЕС, механизм обзора выполнения соглашения и разрешения спорных вопросов, сроки действия договоренностей.

Что является предметом дискуссий в Вене и каких позиций придерживаются участники переговоров  - в материале ТАСС.

Обогатительная программа

В Лозанне была достигнута договоренность, что Тегеран на две трети сократит количество установленных центрифуг - с 19 тыс. до 6,1 тыс. аппаратов первого поколения (IR-1), из них только 5 тыс. будут обогащать уран на протяжении 10 лет. Оставшиеся центрифуги будут использоваться для научной деятельности на предприятии в Фордо. 

При этом в течение 15 лет после вступления соглашения в силу степень обогащения урана не должна превышать 3,67%, а его запасы будут сокращены до 300 кг с 10 тонн.

Все излишние центрифуги и обогатительная инфраструктура должны быть перемещены на склады и содержаться под контролем МАГАТЭ.  Иран также обязуется не строить новые ядерные предприятия в следующие 15 лет.

В результате "время  прорыва" (за которое страна может беспрепятственно и незаметно для надзорных органов наработать ядерный материал, достаточный для производства ядерной бомбы) должно вырасти с 2-3 месяцев до одного года. 

Научно-исследовательская деятельность

Предполагается, что второе крупное обогатительное предприятие в Фордо больше не будет использоваться по своему прямому назначению в течение ближайших 15 лет. Иранская сторона согласилась на то, чтобы завод служил "лишь мирным целям". Он станет площадкой для научно-исследовательского центра ядерной физики и технологий. При этом на площадке в течение 15 лет не должен находиться обогащенный ядерный материал. А две-трети установленных здесь центрифуг должны быть демонтированы и складированы под контролем МАГАТЭ на 10 лет.

Реакторы и переработка

Иран дал свое принципиальное согласие на реконфигурацию тяжеловодного реактора в Араке таким образом, что в своей работе он не будет производить плутоний, который может использоваться в военных целях. Существующее ядро реактора должно быть разрушено или вывезено из страны, как и отработанное топливо с него. А тяжелую воду ИРИ будет аккумулировать только в объемах необходимых для функционирования перестроенного реактора, продавая излишка за рубеж в следующие 15 лет.

Лозаннские договоренности также предусматривает, что Иран ни при каких условиях не будет осуществлять исследования в сфере переработки отработанного ядерного топлива и строить новые тяжеловодные реакторы.

Международные инспекции и контроль

В Лозанне были достигнуты и принципиальные договоренности в отношении международного контроля за ядерной программой Ирана.

Тегеран гарантирует, что инспекторы МАГАТЭ получат регулярный доступ ко всем ядерным предприятиям и возможность использовать самые современные технологии для мониторинга. Кроме того, у специалистов будет доступ ко всей "топливной цепочке", что позволит исключить разработку секретной ядерной программы Тегераном. В частности, МАГАТЭ получит доступ к урановым рудникам и заводам по переработке урана на ближайшие 25 лет. Обогатительные предприятия и склады хранения также окажутся под наблюдением экспертов на 20 лет.

Вместе с тем Тегеран обязуется выполнять требования Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях МАГАТЭ, что дает инспекторам больший доступ к информации и предприятиям ядерной отрасли. От Ирана также требуется представить доступ МАГАТЭ к подозрительным площадкам, на которых, предположительно, могло скрыто осуществляться обогащение ядерных материалов или производство центрифуг. Прояснение вопросов возможно военной направленности иранской ядерной программы также закреплено в перечне обязательств Тегерана.

Санкции и механизм контроля за соглашением

Вопрос санкций был проработан в Лозанне лишь схематично. Сторонам удалось договориться, что санкции с Ирана будут сниматься по мере подтверждения МАГАТЭ, что Тегеран выполнил условия соглашения.  При этом "стержневые положения" санкций СБ ООН, касающиеся чувствительных технологий, будут из прежних резолюций перенесены в новую и должны стимулировать Иран к соблюдению своих обязательств. 

Предполагается, что будет сформирован механизм рассмотрения споров и обзора за выполнением соглашения. При этом отмечается, в случае значительного отклонения от выполнения своих обязательств санкции СБ ООН могут быть вновь введены в действие. 

"Главная задача - обеспечить, чтобы прерогативы СБ ООН были гарантированы и отсутствовала возможность автоматического восстановления санкций, это согласовано, зафиксировано и установлено", - подчеркивал Рябков. По его словам, такая установка нашла понимание у партнеров по переговорам, и обеспечить неприкосновенность полномочий СБ ООН в целом удалось.

Санкции в отношении Ирана. Досье