Жители провозглашенной ДНР почтят память жертв катастрофы малайзийского Boeing 777

ITAR-TASS/ Zurab Dzhavakhadze/ Archive

Центром траурных мероприятий станут село Грабово, где непосредственно упал самолет, село Петропавловка, входившее в зону поисковых работ, и один из ближайших к месту аварии город Шахтерс

КИЕВ, 17 июля. /ТАСС/. Жители провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) почтят память жертв крушения пассажирского самолета Boeing компании Malaysia Airlines ("Малайзийские авиалинии"), выполнявшего рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Ровно год назад в катастрофе погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане десяти государств.

Центром траурных мероприятий станут село Грабово, где непосредственно упал самолет, село Петропавловка, входившее в зону поисковых работ, и один из ближайших к месту аварии город Шахтерск.

Запланированы молебен и панихида по погибшим, крестный ход к поклонному кресту, установленному у въезда в Грабово, митинг-реквием с участием главы ДНР Александра Захарченко и зампредседателя Народного совета Дениса Пушилина. В Грабово откроется выставка фотографий, запечатлевших страшные кадры с места крушения самолета, пройдет тематический вечер памяти "Судьбы оборванная нить".

Киев и ДНР обвинили друг друга

Практически сразу после трагедии в качестве основной версии катастрофы было названо попадание в самолет ракеты класса "земля-воздух" или "воздух-воздух", а власти Украины и представители провозглашенной ДНР обвинили в случившемся друг друга. В этой ситуации было принято решение, что расследованием займется третья сторона. Все полномочия для этого были переданы Нидерландам как государству, гражданами которого оказалось подавляющее число жертв.

С тех пор изучением всех аспектов трагедии над Донбассом занимается голландский Совет по безопасности. Как ожидается, к октябрю нынешнего года он представит окончательный доклад о причинах случившегося.

Тем не менее, весь прошедший год то и дело появлялись различные версии гибели Boeing, подтверждающие причастность к этому то ополченцев Донбасса, то вооруженных сил Украины, то даже некоей "третьей силы". И каждый раз эти якобы "достоверные данные" становились поводом для новых обвинений сторон и требований отдать виновных под суд.

Малайзия предложила создать трибунал

Незадолго до годовщины трагедии Малайзия при поддержке Австралии, Бельгии, Нидерландов и Украины потребовала создать международный трибунал для наказания виновных в крушении Boeing.

В СБ ООН был внесен проект резолюции, в котором утверждается, что создание такого трибунала будет служить "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса обеспечения ответственности" за авиакатастрофу. При этом сама она квалифицируется как "угроза международному миру и безопасности".

Согласно документу, трибунал предложено создать по модели уже существующих международных судебных органов, специализирующихся на уголовном преследовании ответственных за преступления против человечности. Таковыми, в частности, являются международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии.

Как сообщил источник в штаб-квартире ООН, голосование в Совете Безопасности по резолюции может состояться уже 21 июля.

Россия настаивает на завершении расследования

Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что не видит "никакой перспективы" у проекта резолюции. По его словам, "ее надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство".

Полет Boeing 777 рейса МН17

Чуркин отметил, что статут трибунала "сформулирован так, что он смог бы заниматься не только историей с Boeing, но и вообще чем угодно". По мнению российского дипломата, "к сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает".

Уполномоченного МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов пояснил, что проект резолюции в СБ ООН по созданию международного трибунала допускает самые широкие трактовки и толкования.

"Мы свою позицию с самого начала обозначили вполне развернуто, честно и открыто. Во-первых, есть резолюция СБ ООН 2166, которая постулирует необходимость эффективного, справедливого расследования этого инцидента и привлечения к ответственности всех виновных, - обратил внимание дипломат. - На протяжении длительного времени Россия призывала западных коллег, в том числе постоянных членов СБ ООН, не забывать об этой резолюции, выполнять ее, проводить более эффективно и динамично расследование, которое до сих пор не завершено".

"У нас нет никаких оснований говорить о том, что оно (расследование) близко к завершению, мы видели только предварительные наброски, вызывающие у российских экспертов вполне оправданные, очень серьезные вопросы, которые мы транслировали и Нидерландам, и Малайзии, другим заинтересованным странам", - добавил он.

В канун годовщины трагедии премьер-министр Нидерландов Марк Рютте позвонил президенту России Владимиру Путину, чтобы обсудить ход расследования крушения Boeing.

Во время беседы российский лидер также назвал инициативу создания международного трибунала "преждевременной и контрпродуктивной".

"Для принятия решения о судебных механизмах и привлечении к наказанию виновных в этом преступлении необходима активная работа по завершению международного расследования, которое должно быть тщательным и объективным, носить независимый и всесторонний характер - в полном соответствии с положениями резолюции 2166 Совета Безопасности ООН, принятой 21 июля 2014 года по инициативе России", - подчеркнули в Кремле.

Немного истории

На следующий же день после катастрофы в ДНР заявили о готовности заключить перемирие с Украиной для расследования обстоятельств крушения малайзийского Boeing. "Мы заинтересованы в объективном расследовании и готовы беспрепятственно допустить на место крушения лайнера специалистов МАК", - заявил тогда Совет министров ДНР.

Расследование катастрофы Boeing 777-200 в Донецкой области

Спасатели из Тореза, Снежного и Шахтерска практически сразу после крушения начали поисковые работы на месте трагедии. И уже 18 июля поисковики ДНР находят часть "черных ящиков" самолета, а в ночь на 22 июля, после телефонного разговора премьера Малайзии Наджиба Тун Разака с премьером ДНР Александром Бородаем, ополченцы передают бортовые самописцы малайзийским экспертам.

При этом, как отмечали в те дни малайзийские источники, представители ДНР потребовали "письменно зафиксировать факт сохранности самописцев" и обеспечить независимое расследование под контролем специалистов Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Тем временем украинские вооруженные силы продолжали вести активные наступательные действия в районах, непосредственно прилегающих к месту катастрофы, несмотря на то, что 40-километровая зона вокруг места аварии уже была объявлена президентом Украины территорией прекращения огня.

Так, 28 июля 2014 года пресс-служба Совета национальной обороны и безопасности Украины сообщила о том, что силовики заняли Дебальцево, вошли в Шахтерск, Торез и Лутугино, ведут бои за Снежное, Первомайск и Горловку.

Между тем Торез - ближайший населенный пункт к месту крушения авиалайнера (около 20 км). Шахтерск, Снежное и остальные города, за которые ожесточенно воевали силовики, входили в 40-километровую зону вокруг места аварии.

В те дни представители ДНР, призывая к скорейшему проведению расследования и гарантируя со своей стороны безопасность международных экспертов, обращали внимание общественности на действия Киева, развивавшего интенсивное наступление в районе падения малайзийского Boeing. Таким образом, заявляли в республике, Украина пытается уйти от разоблачения, пытаясь уничтожить доказательства преступления своих военных. "Только попыткой избежать разоблачения можно объяснить сохранение Киевом темпов военной операции и нежелание направлять к месту трагедии международных экспертов, объясняя это опасностью боевых действий, которые он сам же и наращивает", - заявлял вице-премьер ДНР Андрей Пургин.

В отсутствие экспертов, в условиях 30-градусной жары, ополченцы самостоятельно организовали сбор тел погибших. И только 1 августа, две недели спустя после катастрофы, около 70 голландских специалистов сумели, наконец, добраться до района трагедии, приступили к поисковым работам и начали расследование, не закончившееся до сих пор.