20 июля в ООН состоялась закрытая встреча Совета Безопасности, созванная по инициативе России для обсуждения российского проекта резолюции, касающегося авиакатастрофы малайзийского Boeing на Украине. Ранее свой проект резолюции внесла Малайзия, призвавшая к созданию международного трибунала.
В чем заключается разница подходов, изложенная в двух документах, и почему в России не поддержали инициативу о создании трибунала – в материале ТАСС.
Малайзийский проект резолюции
9 июля Малайзия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, призывающий к созданию международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение Boeing "Малайзийских авиалиний" (авиакатастрофа произошла в июле 2014 года).
Авторы резолюции заявили, что создание трибунала станет "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса обеспечения ответственности". В документе указывалось, что все страны-члены ООН должны в полной мере сотрудничать с трибуналом. При этом трибунал предполагалось создать по модели существующих международных судебных органов, специализирующихся на уголовном преследовании ответственных за серьезные преступления (в частности, международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии). Саму катастрофу авторы документа предложили квалифицировать как "угрозу международному миру и безопасности".
Власти Малайзии отметили, что создание международного трибунала – это "правильный путь, который полностью поддерживают Австралия, Бельгия, Нидерланды и Украина". 17 июля глава МИД Великобритании Филип Хаммонд выступил с заявлением, согласно которому любые попытки противодействия созданию трибунала "лишают права на правосудие" родных и близких жертв катастрофы.
Российский проект резолюции
20 июля Россия представила в Совете Безопасности ООН свой проект резолюции, касающейся авиакатастрофы малайзийского самолета. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин подтвердил, что Россия продолжает выступать против создания трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение Boeing.
"Я твердо убежден, что мы в Совете Безопасности должны заниматься своим делом. Одни ведут расследование, другие, например журналисты, пишут обо всем. Мы же должны придерживаться Устава ООН, международного права, резолюции, которую мы приняли раньше, 2166 (о проведении расследования авиакатастрофы - прим.), и на основе этого действовать так, как должен вести себя Совет Безопасности", - подчеркнул постпред РФ.
Ранее Чуркин заявил, что статут трибунала в малайзийском проекте резолюции "сформулирован так, что он смог бы заниматься не только историей с Boeing, но и вообще чем угодно". "К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает", - считает постпред России при ООН. Дипломат также обратил внимание, что подобные инциденты с самолетами случались и ранее, но никаких международных трибуналов не создавалось.
Российская делегация созвала закрытое совещание Совбеза ООН для обсуждения своего проекта резолюции.
Итоги совещания в Совбезе ООН
После завершения закрытой встречи Виталий Чуркин сообщил, что Совет Безопасности ООН попытается "найти общий знаменатель" и объединить подходы, изложенные в предложенных Россией и Малайзией документах.
"Мы призвали активизировать роль генерального секретаря, которая предусмотрена резолюцией 2166. Есть целый ряд положений по более глубокому вовлечению всех заинтересованных сторон в ведущееся расследование. Мы не скрываем, что у нас есть ряд вопросов к тому, как велось это расследование", - пояснил также Чуркин. По его словам, в ходе закрытого совещания представители других стран в СБ ООН настаивали, что расследование ведется "безупречно". Постпред России выразил уверенность, что Совбез ООН способен выйти на достойное решение по резолюции.
Председательствующий в СБ ООН постпред Новой Зеландии Джерард ван Бохемен, в свою очередь, заявил, что во время встречи "прозвучала очень сильная поддержка идее создания трибунала". "У России, конечно, другие взгляды на этот счет. Она объяснила свою резолюцию. Были ряд стран, которые призвали двух ключевых оппонентов сблизить позиции и попытаться найти взаимоприемлемое решение", - сказал дипломат.
Россия призывает дождаться итогов расследования
Инициативу о создании международного трибунала ранее прокомментировал глава МИД РФ Сергей Лавров. Глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что Россия призывает дождаться итогов расследования крушения Boeing.
"Получается, что после годового бездействия, когда многочисленные обращения России в СБ ООН об активизации расследования остались без ответа, сейчас нам говорят: "давайте срочно создадим международный трибунал", - сказал Лавров. - Проекты резолюции об этом вызывают очень много вопросов. Главное то, что это квалифицируется как угроза международному миру и безопасности. Хотя резолюция СБ ООН 2166 этого не содержала".
Крушение самолета - это уголовное преступление, подчеркнул глава МИД РФ, отметив, что расследовалось оно Нидерландами и Малайзией именно таким образом.
"СБ ООН здесь абсолютно ни при чем, - подчеркнул Лавров. - Никогда в ситуации крушения гражданских лайнеров - будь то в 1988 году, когда американцы сбили иранский пассажирский самолет, или в 2001 году, когда украинские военные сбили наш самолет компании "Сибирь", да и в других похожих случаях - никогда никаких трибуналов СБ ООН не создавал. Даже в "деле Локерби" СБ ООН многократно занимался этим вопросом, но суд проходил в Нидерландах по шотландскому законодательству".
"Предлог использовать трагедию"
Создание международного трибунала по катастрофе малайзийского самолета не является адекватным механизмом привлечения к ответственности виновных в трагедии, отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
В МИД РФ обратили внимание, что до настоящего времени "не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах, направленных против гражданской авиации".
"Поспешность в продвижении резолюции и ее расширенный охват дают повод думать, что отдельные государства пытаются найти предлог использовать трагедию МН-17 (этим рейсом следовал потерпевший крушение самолет - прим.) для оказания давления на Россию", - подчеркивается в комментарии министерства иностранных дел.
"Имеющиеся примеры международных трибуналов - МТБЮ (по бывшей Югославии) и МТР (по Руанде), к сожалению, убеждают в обоснованности такого скептицизма - их деятельность неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной. Эти судебные органы существуют уже более двадцати лет, но так и не завершили свою деятельность приемлемыми результатами", - заявили в МИД.
Катастрофа Boeing 777 и ход расследования
Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании "Малайзийские авиалинии" (Malaysia Airlines) выполнял рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). Лайнер разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. В результате авиакатастрофы погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух". Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.
21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование крушения самолета.
Расследование проводится по стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Украина, в качестве страны, в которой произошел инцидент, передала полномочия по координации следственных действий Совету по безопасности Нидерландов. В рамках выполнения своих обязанностей совет создал международную группу экспертов, в которую вошли представители Австралии, Великобритании, Малайзии, Нидерландов, России, США и Украины.
9 сентября 2014 года был опубликован предварительный доклад о причинах крушения Boeing. В документе подчеркивалось, в частности, что причиной катастрофы стало "попадание большого количества высокозаряженных частиц, которые, по всей видимости, привели к тому, что самолет распался на части в воздухе". Более точных причин не указывалось.
1 июля этого года стало известно, что Нидерланды завершили работу над черновой версией окончательного доклада и передали ее аккредитованным представителям стран-участниц расследования. Ожидается, что документ опубликуют в первой половине октября.