9 июля 2015, 21:06,
обновлено 10 июля 2015, 02:27

Чуркин: проект резолюции СБ ООН о создании трибунала по крушению Boeing бесперспективен

Виталий Чуркин. Andrew Gombert/ EPA
Виталий Чуркин

По его словам, надо "дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство"

ООН, 10 июля. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Предложенные Малайзией и Нидерландами проекты резолюции Совета Безопасности ООН и статута международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение Boeing Malasian airlines на Украине бесперспективны. Об этом заявил в четверг журналистам постоянный представитель РФ при всемирной организации Виталий Чуркин.

"Я лично не вижу никакой перспективы у этих документов. Их надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство", - сказал он.

 "К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает", - считает Чуркин.

Постпред РФ признался, что был удивлен "замахом" авторов резолюции, который, по его словам "далеко выходит за грани разумного". Как напомнил Чуркин, в принятой сразу же после авиакатастрофы резолюции СБ ООН 2166 "действительно содержится требование "привлечь к ответственности лиц, виновных в этом инциденте". "Но решать эту задачу надо прагматично и эффективно с учетом имеющегося положительного и негативного опыта. Нагромождение структур лишь помешает делу", - указал Чуркин.

Он обратил внимание, что подобные инциденты с самолетами случались и ранее, но никаких международных трибуналов после этого не создавалось. "Когда объектом террористической атаки стал американский самолет, упавший на территории Шотландии (так называемое дело Локерби 1988 года), вопрос об учреждении международного трибунала никем не поднимался, хотя СБ ООН принял в свое время несколько резолюций по этой теме", - отметил Чуркин.

Как сообщил дипломат, в качестве аргумента авторы идеи ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде. "Но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ скорее отпугивает. Трибунал по Югославии поражает своей забюрократизированностью и неповоротливостью. Он работает уже более 20 лет, накопив массу нареканий", - заявил постпред РФ.

Он также не согласился со стремлением авторов проекта резолюции СБ подвести крушение Boeing-777 под определение "угроза международному миру и безопасности" и сослаться на главу VII Устава ООН, позволяющую вводить санкции. "Как говорят юристы, одиночный акт не может так квалифицироваться. Поэтому Совету Безопасности ООН здесь просто нечего делать, не говоря уже о том, что такого определения нет в резолюции 2166 и вводить его "задним числом" некорректно", - заключил дипломат.

Boeing-777 компании Malasian airlines, совершавший рейс по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, 17 июля 2014 года разбился в Донецкой области. Все находившиеся на борту самолета 298 человек погибли.