28 августа, 11:02
Статья

Против справедливости и прозрачности? Запад уклоняется от новой налоговой конвенции ООН

Вопросы реформирования глобальной налоговой системы стали камнем преткновения для стран — членов ООН. Несмотря на то что большинство государств осознает необходимость преобразований в этой сфере, некоторые страны Запада выступают против. Какие изменения рассматриваются в организации и почему не все готовы их поддержать — в материале ТАСС
Александр Щербак/ ТАСС

Шаг к изменению финансового ландшафта

Во всем мире уже многие годы обсуждается необходимость реформирования глобальной налоговой системы. ООН ответила на это проектом нового универсального налогового соглашения, которое организация назвала "историческим шагом на пути к изменению финансового ландшафта".

По замыслу авторов, налоговые изменения должны помочь странам всего мира ускорить экономический рост и помочь реализовать Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Она была принята мировыми лидерами под эгидой ООН в 2015 году и вступила в силу 1 января 2016-го. Повестка включает в себя 17 целей, в числе которых — ликвидация нищеты и голода, уменьшение неравенства, обеспечение экономического роста стран, здоровья, благополучия, качественного образования населения, защита экосистем и т.д.

Задача рамочной конвенции ООН — создать инклюзивную, справедливую, прозрачную и эффективную систему, которая поможет странам добиться всех обозначенных целей для устойчивого развития.

Реформы среди прочего должны установить справедливое налогообложение транснациональных компаний, решить проблему уклонения от уплаты налогов со стороны состоятельных частных лиц и обеспечить их эффективное налогообложение в соответствующих государствах-членах.

Одна из целей глобальной налоговой конвенции — обеспечить такие условия, при которых крупные транснациональные корпорации будут платить свою справедливую долю налогов независимо от того, где они работают. Как ожидается, это приведет к появлению значительных дополнительных налоговых поступлений для многих стран, особенно государств глобального Юга.

"Более инклюзивное и эффективное международное налоговое сотрудничество имеет решающее значение в том, чтобы позволить странам реагировать на существующие проблемы, связанные с налогообложением, от цифровизации до глобальной деятельности крупных транснациональных предприятий, а также мобилизовать внутренние ресурсы и использовать налоговую политику для устойчивого развития", — отмечают в ООН.

Поддерживают не все

Конвенцию ООН, которая сформирует политику по борьбе с уклонением от уплаты налогов со стороны состоятельных людей, экологических сборов, повысит прозрачность и уровень обмена информацией, 16 августа поддержали 110 стран. При этом 44 государства, среди которых 27 стран ЕС, воздержались, а восемь — Австралия, Канада, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Республика Корея, Великобритания и США — проголосовали против.

Такая ситуация демонстрирует некоторые перемены по сравнению с прошлым декабрем, когда ряд стран ЕС были в числе отказавшихся поддерживать соглашение.

США при этом продолжают публично выступать против введения новых налогов на богатство и пытаются исключить из мандата планы справедливого распределения налогового бремени.

"Мы считаем абсурдным, что некоторые правительства все еще тянут с этим вопросом, тем более что налоговые убежища и международное уклонение от уплаты налогов — это проблема, которая приводит к значительным потерям налоговых доходов для стран по всему миру", — отмечает налоговый координатор Европейской сети по долгам и развитию (European Network on Debt and Development) Туве Мария Райдинг.

Эта ситуация в очередной раз обнажила сохраняющуюся напряженность между членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), обладающими более высокими доходами, и африканскими государствами — членами ООН, которые пользуются поддержкой коалиции развивающихся стран, известной как G77. И хотя оппонентам удалось достичь прогресса в некоторых вопросах, ключевые противоречия по-прежнему остаются на повестке.

"И развитые, и развивающиеся страны легко договорились об экологических налогах, но категорически не согласились с налогами на богатство", — сказал старший сотрудник программы "Налоговая инициатива Южного центра" (The South Centre Tax Initiative, SCTI), аналитического центра в Женеве, представляющего развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки и других, Абдул Чоудхари, слова которого приводит Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ).

По его словам, развитый мир придерживается мнения, что реформы налогообложения мирового богатства уже рассматриваются в ОЭСР, а развивающийся мир считает позицию ОЭСР в этом вопросе неадекватной и исходит из того, что ООН тоже должна быть в состоянии регулировать этот процесс.

Угроза власти ОЭСР

В ноябре 2023 года Генассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла представленную Нигерией резолюцию, призывающую к созданию инклюзивного форума ООН, который бы занимался решением проблем международного уклонения от уплаты налогов, реформированием корпоративного налогообложения, регулированием налогов на богатство, экологических налогов и многого другого.

Подобный шаг, как отмечает ICIJ, угрожает ОЭСР, которая на протяжении десятилетий формировала глобальную налоговую повестку дня, но которую некоторые эксперты называют "клубом богатых стран", устанавливающим международную налоговую политику за закрытыми дверьми.

Как отмечает аналитический центр Tax Justice Network в докладе, опубликованном 25 июля 2023 года, страны — члены ОЭСР несут ответственность почти за 78% из $480 млрд налоговых потерь, понесенных странами по всему миру.

"Большинство значимых решений, которые ОЭСР пыталась или пытается реализовать, базируются на политике налоговой справедливости — например, отчетности по странам, автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, едином налогообложении и минимальной эффективной налоговой ставке. Однако во всех случаях эта политика оказалась в значительной степени беззубой под вездесущим влиянием некоторых членов ОЭСР, которые также входят в число крупнейших в мире налоговых убежищ", — указывает Tax Justice Network.

К тому же ни одна из 30 стран ОЭСР не принадлежит к так называемому глобальному Югу — и это один из аргументов, которые использует африканская группа в ООН, настаивающая на создании нового глобального налогового органа.

Несмотря на то что богатые страны пытались оказать давление на развивающиеся страны и заставить их отказаться от своих самых далеко идущих и радикальных целей в вопросе справедливого налогообложения, импульс все же находится на стороне глобального Юга, утверждает угандийский юрист и член Независимой комиссии по реформе международного корпоративного налога и налоговой инициативы Южного центра Ирен Овонджи-Одида.

"В настоящее время, что касается существенных вопросов, большинство — более 60 стран — хотят, чтобы корпоративное налогообложение было включено в [техническое задание] как существенный вопрос для обеспечения справедливого налогообложения [транснациональных корпораций]", — отмечает Одида.

Условия рассматриваемой конвенции теперь должны быть представлены на Генеральной Ассамблее ООН в конце ноября для окончательного утверждения ее положений. Для принятия договора потребуется две трети голосов в ГА. Если это условие будет выполнено, соглашение станет открытым для подписания и ратификации всеми государствами — членами ООН.

Лидия Мисник