Давно назревший вопрос
На фоне текущих международных конфликтов и неспособности ООН урегулировать их вопрос о преобразовании СБ встал еще более остро. В последнее время политики многократно возвращались к нему. В очередной раз в поддержку этой идеи 11 февраля выступили президент США Джо Байден и его бразильский коллега Луис Инасиу Лула да Силва. Они заявили о необходимости расширения Совбеза ООН за счет предоставления мест постоянных членов странам Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. О том, что увеличивать состав СБ нужно именно за счет представителей Азии, Африки и Латинской Америки, ранее говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Председатель 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Чаба Кёрёши еще в сентябре прошлого года заявил о намерении начать переговоры по конкретным предложениям о реформировании СБ.
Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных и десяти непостоянных членов. Пятерка основных стран — участниц СБ была сформирована по итогам Второй мировой войны, в нее вошли США, СССР (затем Россия как правопреемница), Великобритания, Франция и Китай. Они обладают правом вето: если хотя бы одна из этих стран выступит против какого-либо предложения, оно не будет принято.
Помимо пяти постоянных членов в поддержку любого решения должны высказаться по меньшей мере девять непостоянных государств-участников. Только тогда они считаются принятыми. Непостоянных членов СБ избирают по географическому признаку: в совет входят пять представителей от государств Африки и Азии, по двое — от Латинской Америки и Западной Европы, а также один — от Восточной Европы.
Состав совета расширялся лишь однажды — в 1963 году: за счет непостоянных членов их общее количество было увеличено с 11 до 15. Это произошло из-за резкого возрастания числа государств в ООН (с 51 до 113) и необходимости обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ.
Но и этот реформированный формат, по мнению многих политиков, устарел, причем уже очень давно. Еще в 2005 году бывший тогда генсеком ООН Кофи Аннан предложил два варианта преобразования организации. Первый подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов и трех непостоянных. Согласно второму предложению, нужно было создать восемь новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, и одно непостоянное место. Ни один из этих сценариев не был принят странами — членами ООН.
В том же 2005 году Группа четырех в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии предложила увеличить число постоянных членов СБ на шесть, а непостоянных — на четыре. В самой Германии уже давно говорят о готовности войти в расширенный состав СБ ООН. Об этом заявляли как бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель, так и нынешний — Олаф Шольц.
Аналогичное желание — присоединиться к Совбезу ООН — выражали в Токио. Об этом в сентябре 2020 года сказал бывший тогда японским министром иностранных дел Тосимицу Мотэги.
В этом страны находят поддержку со стороны западных государств. В частности, в декабре прошлого года глава британского МИД Джеймс Клеверли заявил, что Великобритания хочет работать с Бразилией, Индией, Японией и Германией как постоянными членами Совета Безопасности.
Джо Байден на встрече с премьер-министром Японии Фумио Кисидой в Токио в мае прошлого года также поддержал предоставление Японии статуса постоянного члена Совбеза ООН.
Вариант реформирования СБ также представляла группа "Единство во имя согласия", в которую входят Италия, Канада, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Испания, Турция, Индонезия, Алжир, Мексика, Пакистан, Коста-Рика, Кения и ряд развивающихся стран. Они хотели расширить состав Совбеза за счет еще десяти непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.
Африканский союз, в свою очередь, предлагал увеличить количество членов СБ до 26 путем добавления еще пяти непостоянных мест и шести постоянных.
Свое видение реформирования совета представляли и многие политики. Один из наиболее активно продвигающих эту идею — турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Он призывал преобразовать СБ таким образом, чтобы в нем было 20 постоянных членов, представителей всех континентов и вероисповеданий. Президент отмечал, что "пять стран из 194 не могут судить весь мир, не должно быть разделения на постоянных и непостоянных членов".
Разные взгляды на реформирование
К сторонникам реформирования СБ ООН относится и Россия. В октябре прошлого года на форуме "Валдай" президент РФ Владимир Путин призывал внести "мировое многообразие" в структуру как Совбеза, так и всей организации. "Ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня", — отмечал президент.
Незадолго до этого, в июне прошлого года, реформу СБ ООН поддержали и страны БРИКС. Об этом говорилось в совместной декларации по итогам саммита международного объединения, прошедшего под председательством Китая. Согласно ей, государства объединения остаются привержены сохранению центральной роли ООН в международной системе, но подтверждают готовность "вдохнуть новую жизнь в дискуссии о реформе Совета Безопасности ООН". Китай и Россия как постоянные члены Совбеза ООН подтвердили стремление Бразилии, Индии и ЮАР "играть более заметную роль в ООН", следует из декларации.
Совбез нуждается в реформировании, и прежде всего за счет развивающихся стран, которые сегодня по сравнению с 1945 годом играют намного более значимую роль в международных отношениях, убежден бывший замгенсека ООН Сергей Орджоникидзе.
"Конечно, надо их включать в состав Совбеза. Но Запад видит реформирование СБ совершенно иначе. Они стремятся включить в него на постоянной основе Германию и Японию, чтобы увеличить количество своих союзников", — сказал он ТАСС.
Как обратил внимание бывший замгенсека ООН, изменение состава Совбеза представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Любая реформа СБ требует согласия не менее двух третей государств — членов ООН и всех постоянных членов совета.
"Чтобы произошло реформирование, безусловно, должен измениться характер международных отношений", — констатировал Сергей Орджоникидзе.
Проблема права вето
Один из наиболее частых вопросов, поднимаемых в контексте реформирования СБ ООН, — возможность отказа от права вето. С соответствующей инициативой в 2013 году выступила Франция, а позже ее соавтором стала Мексика. Государства предложили странам — членам СБ добровольно отказываться от использования права вето в случаях геноцида, преступлений против человечности и широкомасштабных военных преступлений.
"Для этого не нужно изменять устав. В основе этой инициативы — добровольное самоограничение постоянных членов совета в ситуациях, когда дело касается массовых зверств. Она основана на нашей глубокой убежденности в том, что вето — это не право или привилегия, а ответственность", — говорил еще в 2017 году бывший тогда государственным секретарем при министре иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан.
Тогда эту инициативу поддержали почти 100 государств. Тем не менее право вето используется по сей день.
Этот вопрос в 2018 году также поднимал в интервью телеканалу SVT генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. "У нас есть структурная проблема в СБ: он представляет тот мир, каким он выглядел после Второй мировой войны, СБ уже не представляет мир сегодня. Вето стало инструментом, который используется слишком часто. Существует дискуссия о реформах, чтобы СБ больше соответствовал сегодняшнему миру. Как я уже неоднократно говорил: без реформы Совета Безопасности не будет полной реформы ООН", — говорил генсек.
Россия, в свою очередь, настаивает на необходимости сохранения права вето у постоянных членов. Владимир Путин в ходе своего видеообращения на 75-й сессии ГА ООН в сентябре 2020 года заявил, что без этого Совбез не сможет оставаться ключевым звеном системы глобального управления. Глава государства назвал право вето необходимым и уникальным инструментом, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым военным столкновением крупнейших государств, "дает возможность искать компромисс или как минимум избегать решений, категорически неприемлемых для других, действовать в рамках международного права, а не в зыбкой, серой зоне произвола и нелегитимности".
"Если говорить о правилах, существующих в рамках Совбеза, — в нем все нормально отрегулировано. Даже если он будет расширен, он должен будет работать на тех же принципах, что и сейчас. Право вето должно быть сохранено за постоянными членами Совбеза. Факт существования этого права больше всего беспокоит Украину и западные страны. Что касается друзей России, они считают, что все нормально и так и должно быть", — сказал ТАСС советский и российский дипломат Владимир Захаров.
Лидия Мисник