14 февраля 2023, 13:40
Статья

Вопрос о необходимости реформирования Совбеза ООН не уходит из повестки на протяжении долгого времени. Об этом говорят многие государства, международные союзы, некоторые политики предлагают конкретные варианты преобразования, но пока дальше рассуждений процесс не продвинулся. Действительно ли СБ нуждается в реформировании и в каком виде это может произойти — в материале ТАСС

Tayfun Coskun/ Anadolu Agency via Getty Images

Давно назревший вопрос

На фоне текущих международных конфликтов и неспособности ООН урегулировать их вопрос о преобразовании СБ встал еще более остро. В последнее время политики многократно возвращались к нему. В очередной раз в поддержку этой идеи 11 февраля выступили президент США Джо Байден и его бразильский коллега Луис Инасиу Лула да Силва. Они заявили о необходимости расширения Совбеза ООН за счет предоставления мест постоянных членов странам Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. О том, что увеличивать состав СБ нужно именно за счет представителей Азии, Африки и Латинской Америки, ранее говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Председатель 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Чаба Кёрёши еще в сентябре прошлого года заявил о намерении начать переговоры по конкретным предложениям о реформировании СБ.

Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных и десяти непостоянных членов. Пятерка основных стран — участниц СБ была сформирована по итогам Второй мировой войны, в нее вошли США, СССР (затем Россия как правопреемница), Великобритания, Франция и Китай. Они обладают правом вето: если хотя бы одна из этих стран выступит против какого-либо предложения, оно не будет принято.

Помимо пяти постоянных членов в поддержку любого решения должны высказаться по меньшей мере девять непостоянных государств-участников. Только тогда они считаются принятыми. Непостоянных членов СБ избирают по географическому признаку: в совет входят пять представителей от государств Африки и Азии, по двое — от Латинской Америки и Западной Европы, а также один — от Восточной Европы.

Состав совета расширялся лишь однажды — в 1963 году: за счет непостоянных членов их общее количество было увеличено с 11 до 15. Это произошло из-за резкого возрастания числа государств в ООН (с 51 до 113) и необходимости обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ.

Но и этот реформированный формат, по мнению многих политиков, устарел, причем уже очень давно. Еще в 2005 году бывший тогда генсеком ООН Кофи Аннан предложил два варианта преобразования организации. Первый подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов и трех непостоянных. Согласно второму предложению, нужно было создать восемь новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, и одно непостоянное место. Ни один из этих сценариев не был принят странами — членами ООН.

В том же 2005 году Группа четырех в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии предложила увеличить число постоянных членов СБ на шесть, а непостоянных — на четыре. В самой Германии уже давно говорят о готовности войти в расширенный состав СБ ООН. Об этом заявляли как бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель, так и нынешний — Олаф Шольц.

Аналогичное желание — присоединиться к Совбезу ООН — выражали в Токио. Об этом в сентябре 2020 года сказал бывший тогда японским министром иностранных дел Тосимицу Мотэги.

В этом страны находят поддержку со стороны западных государств. В частности, в декабре прошлого года глава британского МИД Джеймс Клеверли заявил, что Великобритания хочет работать с Бразилией, Индией, Японией и Германией как постоянными членами Совета Безопасности.

Джо Байден на встрече с премьер-министром Японии Фумио Кисидой в Токио в мае прошлого года также поддержал предоставление Японии статуса постоянного члена Совбеза ООН.

Вариант реформирования СБ также представляла группа "Единство во имя согласия", в которую входят Италия, Канада, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Испания, Турция, Индонезия, Алжир, Мексика, Пакистан, Коста-Рика, Кения и ряд развивающихся стран. Они хотели расширить состав Совбеза за счет еще десяти непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.

Африканский союз, в свою очередь, предлагал увеличить количество членов СБ до 26 путем добавления еще пяти непостоянных мест и шести постоянных.

Свое видение реформирования совета представляли и многие политики. Один из наиболее активно продвигающих эту идею — турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Он призывал преобразовать СБ таким образом, чтобы в нем было 20 постоянных членов, представителей всех континентов и вероисповеданий. Президент отмечал, что "пять стран из 194 не могут судить весь мир, не должно быть разделения на постоянных и непостоянных членов".

Разные взгляды на реформирование

К сторонникам реформирования СБ ООН относится и Россия. В октябре прошлого года на форуме "Валдай" президент РФ Владимир Путин призывал внести "мировое многообразие" в структуру как Совбеза, так и всей организации. "Ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня", — отмечал президент.

Незадолго до этого, в июне прошлого года, реформу СБ ООН поддержали и страны БРИКС. Об этом говорилось в совместной декларации по итогам саммита международного объединения, прошедшего под председательством Китая. Согласно ей, государства объединения остаются привержены сохранению центральной роли ООН в международной системе, но подтверждают готовность "вдохнуть новую жизнь в дискуссии о реформе Совета Безопасности ООН". Китай и Россия как постоянные члены Совбеза ООН подтвердили стремление Бразилии, Индии и ЮАР "играть более заметную роль в ООН", следует из декларации.

Совбез нуждается в реформировании, и прежде всего за счет развивающихся стран, которые сегодня по сравнению с 1945 годом играют намного более значимую роль в международных отношениях, убежден бывший замгенсека ООН Сергей Орджоникидзе.

"Конечно, надо их включать в состав Совбеза. Но Запад видит реформирование СБ совершенно иначе. Они стремятся включить в него на постоянной основе Германию и Японию, чтобы увеличить количество своих союзников", — сказал он ТАСС.

Как обратил внимание бывший замгенсека ООН, изменение состава Совбеза представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Любая реформа СБ требует согласия не менее двух третей государств — членов ООН и всех постоянных членов совета.

"Чтобы произошло реформирование, безусловно, должен измениться характер международных отношений", — констатировал Сергей Орджоникидзе.

Проблема права вето

Один из наиболее частых вопросов, поднимаемых в контексте реформирования СБ ООН, — возможность отказа от права вето. С соответствующей инициативой в 2013 году выступила Франция, а позже ее соавтором стала Мексика. Государства предложили странам — членам СБ добровольно отказываться от использования права вето в случаях геноцида, преступлений против человечности и широкомасштабных военных преступлений.

"Для этого не нужно изменять устав. В основе этой инициативы — добровольное самоограничение постоянных членов совета в ситуациях, когда дело касается массовых зверств. Она основана на нашей глубокой убежденности в том, что вето — это не право или привилегия, а ответственность", — говорил еще в 2017 году бывший тогда государственным секретарем при министре иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан.

Тогда эту инициативу поддержали почти 100 государств. Тем не менее право вето используется по сей день.

Этот вопрос в 2018 году также поднимал в интервью телеканалу SVT генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. "У нас есть структурная проблема в СБ: он представляет тот мир, каким он выглядел после Второй мировой войны, СБ уже не представляет мир сегодня. Вето стало инструментом, который используется слишком часто. Существует дискуссия о реформах, чтобы СБ больше соответствовал сегодняшнему миру. Как я уже неоднократно говорил: без реформы Совета Безопасности не будет полной реформы ООН", — говорил генсек.

Россия, в свою очередь, настаивает на необходимости сохранения права вето у постоянных членов. Владимир Путин в ходе своего видеообращения на 75-й сессии ГА ООН в сентябре 2020 года заявил, что без этого Совбез не сможет оставаться ключевым звеном системы глобального управления. Глава государства назвал право вето необходимым и уникальным инструментом, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым военным столкновением крупнейших государств, "дает возможность искать компромисс или как минимум избегать решений, категорически неприемлемых для других, действовать в рамках международного права, а не в зыбкой, серой зоне произвола и нелегитимности".

"Если говорить о правилах, существующих в рамках Совбеза, — в нем все нормально отрегулировано. Даже если он будет расширен, он должен будет работать на тех же принципах, что и сейчас. Право вето должно быть сохранено за постоянными членами Совбеза. Факт существования этого права больше всего беспокоит Украину и западные страны. Что касается друзей России, они считают, что все нормально и так и должно быть", — сказал ТАСС советский и российский дипломат Владимир Захаров.

Лидия Мисник