Основы государственной политики России в области ядерного сдерживания претерпевают изменения. О них на постоянном совещании Совбеза по ядерному сдерживанию объявил президент России Владимир Путин. Базовый принцип применения ядерного оружия для России остается неизменным — это допустимо только в качестве крайней меры для защиты суверенитета. Но текущая военно-политическая ситуация в мире потребовала от Москвы корректировки подходов к возможности применения ядерного оружия.
Среди важнейших изменений — расширение категории государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, а также перечня военных угроз, для нейтрализации которых это применимо. В документе отмечается, что поводом для ядерного ответа со стороны России будет критическая угроза ее суверенитету даже обычным оружием, агрессия со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, а также агрессия против Белоруссии как союзника.
Об изменениях в ядерной доктрине России было объявлено накануне Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия, который ежегодно отмечается 26 сентября. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 2013 года (резолюция 68/32). Его главная цель — повысить уровень информированности населения о создаваемой таким оружием угрозе и мобилизовать международные усилия по построению мира, свободного от подобных вооружений. Впрочем, сегодня основная идея этого дня кажется далекой от реальности.
Борьба за ликвидацию
ООН уже давно называет своим приоритетом в области разоружения полную ликвидацию ядерного оружия, о необходимости сокращения ядерных запасов в мире на разных уровнях говорят далеко не первое десятилетие.
Разрушительный эффект, который может нанести атомная бомба, стал очевиден после атак США на японские города Хиросиму и Нагасаки в 1945 году. Ценой первого и единственного в истории опыта применения ядерного оружия в отношении мирного населения стали сотни тысяч жертв и еще больше искалеченных жизней.
Для обеспечения собственной безопасности СССР лишил США монополии на обладание смертоносным оружием, создав собственное. Советский Союз впервые испытал его через четыре года после японской трагедии — 29 августа 1949 года. Началась гонка вооружений, которая едва не поставила мир на грань ядерного конфликта.
Ситуация накалялась с каждым годом, по мере того как другие страны, следуя примерам сверхдержав, также начали проводить ядерные испытания. В 1952 году это сделала Великобритания, в 1960-м была реализована французская операция "Синий тушканчик", а четыре года спустя свое ядерное оружие испытал Китай. Эта тенденция побудила страны заключить Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) в 1996 году. ДНЯО никогда не подписывали Индия, Израиль и Пакистан, хотя эти страны тоже входят в так называемый ядерный клуб. Северная Корея объявила о выходе из соглашения в январе 2003 года и с тех пор успешно провела испытания современных ядерных устройств.
И все же особое внимание в вопросах безопасности всегда было приковано к США и СССР, а затем и к правопреемнице Советского Союза — России. На двоих государства обладают 90% всего мирового ядерного оружия. На момент заключения ДНЯО их арсеналы исчислялись десятками тысяч единиц. Для обеспечения контроля над вооружениями государства подписали ряд соглашений в этой сфере, важнейшие из которых — Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, ДСНВ).
"Во второй половине XX века, с начала процесса ликвидации вооружений, с заключения Договора об ограничении систем противоракетной обороны и СНВ можно было мечтать, что когда-то ядерное оружие исчезнет, хотя даже на этом пути, когда был взят позитивный старт ключевыми в этом смысле державами — СССР и США, — случались пробуксовки и угрозы провала этого проекта", — сказал ТАСС заведующий сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Сергей Ознобищев.
Он напомнил, как в 1980-е годы, когда Вашингтон называл СССР "империей зла", президент США Рональд Рейган объявил о запуске программы "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), которая получила в СМИ название "Звездные войны". Она должна была разработать широкомасштабную систему противоракетной защиты в космосе. Идея состояла в том, чтобы создать трехъярусную систему обороны, чтобы поражать ракеты в момент взлета, полета и когда они устремляются к цели.
Но в итоге инициатива так и осталась инициативой, а с приходом к власти в Советском Союзе Михаила Горбачева стороны начали предпринимать активные шаги к снижению ядерной напряженности.
"Многие поверили, что это курс не просто на контроль над вооружениями, а на избавление от ядерного оружия. В 1986 году Горбачев объявил программу полного избавления от него. Это была серьезная программа. Но потом политическая ситуация стала меняться, особенно в первое десятилетие XXI века, когда стало вымываться доверие сторон друг к другу и начало сокращаться сотрудничество, которого сегодня практически не существует", — констатировал Сергей Ознобищев.
Соглашения в прошлом
Сегодня безъядерный мир кажется слишком далекой и призрачной перспективой. По данным ООН, более половины населения мира живет в странах, которые либо имеют такое оружие, либо входят в ядерные альянсы.
Как и прежде, особую обеспокоенность вызывают контакты России и США в ядерной сфере, которых сегодня почти нет, а большинство договоренностей в этой области — уже история. 2 августа 2019 года по завершении инициированной США процедуры денонсации ДРСМД соглашение прекратило свое действие. Свое участие в СНВ-3 Россия приостановила 21 февраля 2023 года, а Соединенные Штаты в ответ ввели контрмеры, ограничивающие обмен информацией в рамках этого соглашения.
На этом фоне в ООН все чаще напоминают о необходимости разоружения и предупреждают о высоком уровне ядерной угрозы. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш еще в прошлом году напоминал о важности укрепления режима ядерного разоружения, которому должна способствовать ратификация всеми странами ДВЗЯИ и обеспечение странами — членами ядерного клуба моратория на его испытания.
"Необходимо использовать неустаревающие инструменты диалога, дипломатии и переговоров, чтобы ослабить напряженность и положить конец ядерной угрозе. Единственный способ устранить ядерную опасность — ликвидировать ядерное оружие. Давайте совместными усилиями раз и навсегда сделаем так, чтобы место этим средствам разрушения осталось только в учебниках истории", — отмечал генсек.
Впрочем, сегодня говорить всерьез о сокращении и тем более ликвидации ядерного оружия невозможно, уверен Сергей Ознобищев.
"Говорить об этом можно только в условиях укрепления международной безопасности и гарантий этой безопасности. Но сегодня мы находимся в абсолютно противоположных политических условиях, сегодня почти нет даже политических контактов в этой области. На самом деле сегодня открытое сотрудничество, которое бы как-то продвигалось вперед в области обеспечения безопасности, либо на нуле, либо в минусе. Безъядерный мир, о котором так мечтали несколько десятилетий назад, сегодня отдалился на совершенно неизмеримое расстояние", — убежден эксперт.
Ядерное оружие как элемент безопасности
ООН продолжает настаивать, что вызовы в области безопасности не могут служить основанием для продолжения содержания ядерного потенциала и отказа от поиска путей по укреплению мира во всем мире.
Тем не менее доктрина ядерного сдерживания как элемент политики безопасности сохраняется у всех ядерных государств и их союзников. Сама идея переговоров о сокращении количества ядерного оружия кажется призрачной.
Владимир Путин в июне прошлого года отмечал, что у РФ ядерного оружия больше, чем у стран НАТО. "Они знают об этом и все время нас склоняют к тому, чтобы мы начали переговоры по сокращению. Хрен им, <...> как у нас в народе говорят", — говорил он.
Необходимости использовать это оружие у России нет, но теоретически в случае угрозы территориальной целостности, независимости и существованию страны это возможно, предупреждал глава государства.
"Ядерное оружие создается для того, чтобы обеспечить нашу безопасность в самом широком смысле этого слова, существование российского государства, но у нас, во-первых, нет такой необходимости (использовать такое оружие — прим. ТАСС). Во-вторых, сам факт рассуждения на эту тему — уже <...> возможность снижения порога применения оружия", — отмечал президент.
"Ликвидация ядерного оружия — это фантазия, реализация которой, очевидно, имела бы негативный эффект для России. Для российской безопасности иметь ядерный щит — значит гарантировать свое существование. Не будь у России ядерного щита, с нами бы уже разобрались трижды. Не будь у России ядерной бомбы после Второй мировой войны, Россию, очевидно, ждала бы участь Хиросимы и Нагасаки, а мы знаем, какие планы США имели по уничтожению территории СССР. Не будь у России ядерного оружия в 1990-е годы, находящуюся на грани распада страну взяли бы голыми руками. Сегодня ядерное оружие — это то, что сдерживает Запад", — сказал ТАСС ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин.
Он также отметил, что, если бы у России не было ядерного оружия, спецоперация на Украине могла бы выйти за те границы, в которых она проводится сегодня, и привести к широкомасштабной интервенции стран НАТО на российскую территорию.
"Поэтому для России подобные идеи и фантазии контрпродуктивны. К тому же и в Европе, и в Азии сейчас начинается новая гонка вооружений, военные бюджеты всех стран растут, наши в том числе. Отказываться от этого инструмента — это подписать себе смертный приговор", — констатировал эксперт.
Лидия Мисник