22 октября 2015, 16:17

Каждый седьмой украинец готов продать свой голос на выборах

EPA/ ROMAN PILIPEY
Треть опрошенных признались, что будут хитрить - помощь от кандидатов примут, но на их волеизъявление это не повлияет

КИЕВ, 22 октября. /ТАСС/. Общие расходы крупнейших партий на местные выборы могут достигнуть 2 млрд гривен (примерно $90 млн). То есть средняя цена голоса избирателя будет стоить 10 гривен.

К таким выводам пришли эксперты Комитета избирателей Украины.

Все расходы партий поделили на четыре группы: прямая реклама (на улицах, телевидении, радио, печатных и онлайн-СМИ), скрытая реклама, расходы на содержание избирательных штабов и подкуп избирателей. Эксперты посчитали, что всего на Украине насчитывается около 20 тысяч билбордов, 75% которых под выборы выкупают политические партии. Один такой щит стоит на месяц примерно 3,5 тысячи гривен, то есть на этот вид рекламы партиям придется выложить около 105 млн гривен.

Во время последних парламентских выборов телереклама обошлась политическим партиям в 550-600 млн гривен. На этих местных выборах общие "телебюджеты" партий выросли еще больше, поскольку появились новые политические проекты с мощными медиабюджетами: "УКРОП", "Возрождение" и "Наш край".

Общий бюджет самых активных партий на телерекламу вырос на 50-70 млн гривен. На так называемую скрытую рекламу партии потратили около 200 млн гривен. Следовательно, общая сумма расходов на телерекламу, как скрытую так и прямую, составили 800-820 млн гривен. Реклама в интернете будет стоить всем партиям не меньше 230-240 млн гривен. Общая стоимость рекламы в печатных СМИ, по подсчетам экспертов, составит 20 млн гривен. Еще 80-100 млн гривен партии потратят на собственные печатные издания. Общая сумма расходов партий на рекламный сегмент избирательной кампании составит примерно 1,6 млрд гривен

Кроме того, партиям придется потратиться на содержание избирательных штабов, представителей и наблюдателей в избирательных комиссиях, полевых агитаторов и тому подобное. По подсчетам, для семи крупнейших партий содержание избирательных штабов будет стоить 75 млн гривен, еще почти 100 млн гривен обойдутся сети агитаторов. В целом же на штабы, агитационные сети и социологию все партии потратили не менее 190 млн гривен.

По данным комитета, на покупку голосов придется потратить: в малом городе областного значения - 100 тысяч гривен, в малом городе районного значения - 10 тысяч, в большом городе - 600 тысяч.

По данным исследования, каждый седьмой украинец готов продать свой голос на выборах в местные советы. Треть опрошенных признались, что будут хитрить - помощь от кандидатов примут, но на их волеизъявление это не повлияет. Голосовать за деньги категорически отказались 74% респондентов. За гречку поставить галочку напротив кандидата-"мецената" готовы 6% украинцев.

Активность на выборах составит 74%

Принять участие в местных выборах 25 октября собираются 74,1% украинцев. По данным опроса, проведенного фондом "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива и Киевским международным институтом социологии, 46,6;% респондентов ответили, что придут на выборы обязательно, 27,5% сообщили, что придут "скорее всего". Вместе с тем 10,2% сказали, что "скорее всего" не будут принимать участия в выборах, "точно, нет" - 10,4%, затруднились с ответом - 5,3% избирателей.

Самой высокой может быть явка на западе Украины, где 52% респондентов ответили, что придут обязательно, еще 32% - "скорее всего". Самой низкой может быть явка в Донбассе (соответственно, 31% и 21%).

Только 33% респондентов определились, за кого будут голосовать на местных выборах. Лидируют в симпатиях электората "Блок Петра Порошенко "Солидарность", "Объединение "Самопомощь", партии "Батькивщина" и "Оппозиционный блок".

"Определились со всеми кандидатами 33% опрошенных, еще 16% - определились только за голосование мэров. Совсем не определились ни с одной кандидатурой 37,5%. Больше всего не определились в западных областях и на Донбассе. На Донбассе не видят за кого голосовать, на западе так как они очень много кого видят, за кого можно голосовать, и не могут выбрать между ними", - заявила директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина.

Подделка бюллетеней

Совет коалиции Верховной рады Украины просит ЦИК обеспечить повторную печать бюллетеней в Тернополе и Мариуполе, сообщил председатель фракции "Самопомощь" Олег Березюк на брифинге по итогам заседания совета коалиции.

"В отдельных городах страны происходит подделка избирательных документов. В частности, подделка избирательных документов зафиксирована в Мариуполе. Грубая подделка и печать лишних бюллетеней зафиксированы, и открыто уголовное производство в Тернополе. Поэтому сегодня совет коалиции собрался и принял решение обратиться в ЦИК, чтобы в этих городах перепечатать бюллетени, которые утратили свою ценность", - отметил депутат. По его словам, совет коалиции призывает ЦИК принять соответствующие решение уже в четверг, чтобы технически бюллетени смогли быть перепечатаны до дня выборов - 25 октября.

20 октября в издательстве "Терно-граф" обнаружили тысячи неучтенных бюллетеней для голосования на местных выборах, хотя официально все бюллетени были переданы в ТИК еще 16 октября. Мариупольский теризбирком 17 октября принял решение печатать бюллетени в типографии газеты "Приазовский рабочий", которая принадлежит группе СКМ Рината Ахметова. 

Через 18 часов с момента принятия решения было напечатано 250 тысяч бюллетеней. К этому моменту члены комиссии три дня не могли решить, где печатать бюллетени, что привело к изменению комиссии. На следующий день эту типографию заблокировала милиция. Ранее ЦИК выделил около миллиона гривен Закарпатской области для перепечатки около 900 тысяч бюллетеней, в которых неправильно было указано название партии "Объединение Самопомощь".

Ситуация на Украине. Хроника событий. 22 октября