ВАШИНГТОН, 9 декабря. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. У США не было и нет ясной и эффективной стратегии борьбы с экстремистским "Исламским государством" (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. Уверенность в этом выразил председатель сенатского юридического комитета в Конгрессе США республиканец из Айовы Чак Грассли.
Свое вступительное слово на слушаниях с участием директора ФБР США Джеймса Коми он озаглавил "Надежда на то, что ИГИЛ исчезнет сам собой - не стратегия". ИГИЛ - это устоявшееся в США наименование ИГ.
Неспособность или неготовность
"Американский народ встревожен, - сказал сенатор Грассли. - И не только по поводу терроризма. Но и по поводу неспособности или неготовности нашего президента сплотить страну, стать лидером для зарубежных партнеров, разработать внушающую доверие стратегию для разгрома ИГИЛ и реализовать ее. И теперь мы расплачиваемся за эту слабость".
"Наш президент надеется, что ИГИЛ исчезнет сам собой, потому что его существование не укладывается в рамки предпочтительного для него (Барака Обамы - прим. ТАСС) политического повествования, - продолжал влиятельный сенатор. - Но надежда - это не стратегия. Надежда - это не план. Надежда - это не действие".
Позже по ходу слушаний Грассли утверждал, что директор ФБР соглашался с его тезисами. Тому даже пришлось уточнять, что ему и его подчиненным "нет совершенно никакого дела до политики". "Да, это не вы говорили, это я говорил", - согласился председатель комитета.
Тем не менее Коми еще не раз пытались втянуть в политические споры, в том числе вокруг призыва миллиардера Дональда Трампа, борющегося за выдвижение кандидатом в президенты США, полностью закрыть на время въезд в страну для мусульман. Директор ФБР не стал прямо солидаризироваться с утверждениями ряда законодателей, что подобный подход льет воду на мельницу экстремистов, но констатировал, что "все, что порождает отчуждение и недоверие" к властям США, "не помогает делу".
Где орудует ИГ
Важной темой на слушаниях был недавний инцидент в Сан- Бернардино, где от рук супружеской пары Саида Фарука и Тэшфин Малик 14 человек погибли и 21 получил ранения. Коми не отрицал, что это был теракт, но не подтверждал, что тот был заранее спланирован ИГИЛ. Его спрашивали даже, не мог ли сам брак исламистов быть заключен по указанию ИГИЛ, но директор ФБР ответил, что эти люди начали общаться задолго до того, как экстремистское движение приобрело всемирную мрачную славу.
Коми также спрашивали о возможном присутствии боевиков ИГИЛ в США. Он отвечал, что у ФБР пока нет информации о наличии "ячеек или сетей ИГИЛ" на американской территории, хотя "стремление" экстремистов их иметь наблюдается. На вопрос о том, в каких странах ИГИЛ сейчас реально присутствует, Коми ответил, что таких стран "от пяти до десяти". Когда его спросили, может ли он спрогнозировать срок разгрома ИГИЛ, директор ФБР ответил: "Не могу".