Все новости

Год "Минску-2": предварительные итоги

Основной причиной пробуксовки в мирных переговорах сторон на протяжении всего года было нежелание Киева идти на диалог с Донбассом по вопросам политической повестки

МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Ровно год прошел с того дня, как в столице Белоруссии по итогам продолжавшихся почти 17 часов переговоров был подписан комплекс мер по выполнению минских соглашений по урегулированию ситуации на Украине.

Этот документ, одобренный лидерами "нормандской четверки", получил поддержку СБ ООН и стал не просто подробной "дорожной картой" мирного процесса, но и обязательным для выполнения международно-правовым документом, в рамках которого с тех пор осуществляются все шаги по преодолению украинского кризиса.

Комплекс мер подробно расписывал график действий для установления мира и урегулирования политического кризиса в Донбассе до конца 2015 года. Однако большинство из пунктов этого плана полностью так и не были воплощены в жизнь. И хотя не только представители провозглашенных республик Донбасса, но и официальный Киев публично заявляли о том, что альтернативы минским соглашениям нет, понадобились новые переговоры лидеров "нормандской четверки", чтобы согласовать общее решение перенести выполнение этих договоренностей на 2016 год. 

Комплекс мер по выполнению минских соглашений. Досье

Что сделано: вопросы безопасности

К маю 2015 года в рамках контактной группы удалось создать четыре тематические рабочие подгруппы, в которых проводилось в дальнейшем согласование всех решений по реализации Комплекса мер. Систематическими стали встречи и самой контактной группы, на которых анализировались результаты конкретных действий в сфере безопасности, экономики, гуманитарных проблем и политических вопросов.

Подписанный 12 февраля 2015 года документ предписывал "незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины" начиная с 15 февраля 2015 года. С тех пор о режиме прекращения огня стороны договаривались неоднократно, в последний раз 13 января, однако полностью прекратить огонь на линии соприкосновения пока не удалось. Минобороны провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) по-прежнему практически ежедневно сообщает об обстрелах украинских силовиков по Донецку и близлежащим населенным пунктам.

Вместе с тем стороны, в соответствии с требованиями Комплекса мер, в основном отвели от линии разделения тяжелое вооружение, а также подписали новый документ и осуществили отвод вооружения калибра до 100 мм. Это дало свои плоды. Значительно сократились масштабы разрушений в Донецке и других населенных пунктах региона, резко снизилось число жертв, в первую очередь среди мирных жителей. Правда, проблемы с верификацией отвода наблюдателями ОБСЕ остаются до сих пор, а сводки об обстрелах по-прежнему время от времени фиксируют применение крупнокалиберного оружия. 

Контроль и верификация

Третий пункт комплекса мер требовал "обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ".

За прошедший год Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ в регионе была увеличена с 500 до 650 человек. А к апрелю, как заявил в конце января глава миссии СММ Эртугрул Апакан, число наблюдателей на Украине планируется нарастить до 800.

В течение года проводилось дополнительное оснащение миссии беспилотниками, системами засечки артогня, техническими средствами наблюдения. На линии разграничения начали устанавливать камеры наблюдения. Одна такая камера с радиусом обзора до 3 км уже работает на западной окраине села Широкино. Запланирована установка еще двух камер в районе аэропорта, сообщил недавно в интервью "Украинским новостям" замглавы миссии Александр Хуг.

Правда, к работе миссии периодически возникают претензии, в ее адрес высказываются пожелания. Так, постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич, выступая на прошлой неделе на заседании постоянного совета Организации, обратил внимание на необходимость соблюдения принципа "зеркальности" в работе миссии, а также предложил наблюдателям ОБСЕ оказывать содействие в налаживании диалога "между администрациями соседних районов по обе стороны линии соприкосновения и между командирами соответствующих подразделений".

Обмен пленными

Одним из требований Комплекса мер было "полное освобождение и обмен (самое позднее на пятый день после отвода вооружений) всех пленных по принципу "всех на всех". Эта работа так и не была завершена.

Как сообщил на днях спецпредставитель Украины в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе, участник гуманитарной подгруппы Виктор Медведчук, с декабря 2014 года ДНР и ЛНР освободили 392 человека. "За этот же период мы освободили намного меньшее число лиц, удерживаемых Украиной", - признал представитель Киева.

В результате, по его словам, сложилась ситуация, когда представители ДНР и ЛНР надеются на освобождение Украиной нескольких сотен человек, а число тех, кого они могут отдать, на порядок меньше. "Именно поэтому они остановили процесс обмена в конце прошлого года, решая, как в обмен на несколько десятков лиц, удерживаемых ими, получить гарантии освобождения тех, в ком они заинтересованы",- сказал Медведчук.

Экономические и гуманитарные вопросы

Созданные в апреле 2015 года гуманитарная и экономическая подгруппы с переменным успехом проводят согласование вопросов доставки в регион гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры, пытаются возобновить в регионе действие украинской банковской системы.

В последнее время одной из главных тем было восстановления водоснабжения, железнодорожного сообщения, линий электропередачи, а также налаживание поставок угля на территорию, подконтрольную Украине.

Как подчеркнул Мартин Сайдик, осуществление всех этих проектов возможно только после разминирования. В конце 2015 года сторонам удалось согласовать график разминирования территории Донбасса, было выделено 12 приоритетных участков. К настоящему времени завершено разминирование в районе водоканала Северский Донец-Донбасс - единственного источника питьевой воды для жителей ДНР, и на водоканале проводятся ремонтные работы. Еще на двух участках, на которых расположены энергетические объекты, разминирование продолжается.

Особое внимание в рамках гуманитарной повестки уделяется открытию дополнительных пунктов пропуска на линии соприкосновения сторон. За год открыты несколько КПП в Донецкой области. К 12 февраля ожидается открытие дополнительного пункта пропуска на территории Луганской народной республики, где до этого работал лишь один КПП в Станице Луганская.

Политическая повестка

Основной причиной пробуксовки в мирных переговорах сторон на протяжении всего года было нежелание Киева идти на диалог с Донбассом по вопросам политической повестки. Некоторого прогресса в этой сфере удавалось достичь лишь благодаря контактам "нормандской четверки". 

Так, переговоры по телефону руководителей четырех стран 30 апреля 2015 года положили начало политической стадии реализации минских соглашений. В результате в мае в рамках контактной группы появилась политическая подгруппа, впервые на постоянной основе приступившая к обсуждению амнистии и статуса Донбасса, а Киев летом вынужден был начать реализацию реформы по децентрализации.

Вновь запустить зашедший было в тупик процесс политического урегулирования лидерам "нормандской четверки" удалось на парижской встрече 2 октября. По итогам тех переговоров в ДНР и ЛНР заявили о согласии перенести выборы на 2016 год, а политическая подгруппа, наконец, сосредоточилась "на проработке особого закона о местных выборах".

На встрече в Берлине 6 ноября главы МИД "четверки" подробно обсудили все вызовы, с которыми придется столкнуться при подготовке местных выборов в Донбассе. "Как действовать с перемещенными лицами, которые имели дома в Донбассе и утратили их, какие партии будут представлены на этих выборах, как будут составлены избирательные комиссии и какие у них будут полномочия, а также кто будет заниматься мониторингом выборов и нести за них ответственность", - перечислил перечень затронутых тогда вопросов глава МИД Германии Штайнмайер.

Задачи контактной группы на новый, 2016 год, были сформулированы президентом РФ Владимиром Путиным, федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель, президентом Французской Республики Франсуа Олландом и президентом Украины Петром Порошенко во время телефонного разговора, состоявшегося 30 декабря.

Как подчеркнули в Кремле, "нормандская четверка" договорилась продлить на 2016 год срок действия минских соглашений и отметила "важность дальнейшей работы контактной группы в целях полной и всеобъемлющей реализации минского комплекса мер".

Лидеры "четверки" определили и довольно сжатые сроки в решении этой задачи: до конца января 2016 года завершить подготовку закона о выборах, а сами выборы провести в первой половине наступившего года.