МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Киевские власти завели в тупик процесс урегулирования конфликта в Донбассе, это усиливает риски самых негативных сценариев развития событий и требует немедленной корректировки позиций всех сторон, заинтересованных в мирном разрешении кризиса. К такому выводу пришли участники состоявшегося в ТАСС круглого стола, на котором обсуждался доклад российского Центра политической конъюнктуры, посвященный проблемам выполнения минских соглашений.
Авторы доклада признают, что благодаря минским соглашениям удалось приостановить масштабные боевые действия в Донбассе и организовать механизм для постоянного диалога сторон в виде четырех рабочих подгрупп контактной группы - по политическим, гуманитарным, экономическим и вопросам безопасности.
Однако ни по социально-экономическим, ни по политическим вопросам ситуация не демонстрирует сколько-нибудь позитивной динамики. Противоречия между сторонами конфликта продолжают усиливаться, и, судя по ходу переговоров в контактной группе, до конца текущего года урегулировать конфликт не представляется возможным.
Вместе с тем реализация всех пунктов подписанного год назад в Минске комплекса мер остается единственно возможным условием достижения компромисса между сторонами. В этой ситуации растет ответственность всех вовлеченных в процесс урегулирования сторон с целью оказания влияния на Киев для выполнения минских договоренностей, считают участники круглого стола.
Стратегия Киева - имитация
В докладе Центра политической конъюнктуры отмечается, что ни в гуманитарной, ни в политической сферах ситуация вокруг конфликта в Донбассе не демонстрирует никакого прогресса. "Более того, по всем политическим пунктам комплекса мер следует признать серьезное ухудшение ситуации, выраженное в изменении украинской стороной базовых условий для их выполнения", - говорится в исследовании.
В этой связи эксперты напоминают о приостановке Киевом действия закона об особом статусе Донбасса, изменении в одностороннем порядке системы проведения выборов, отказе от принятия согласованных с Донбассом поправок в конституцию страны в части децентрализации. "По итогам этих трех решений уже с середины июля стало понятно, что модифицированная украинская нормативная база и предусмотренные ею временные условия делают невозможным выполнение минского комплекса мер до конца 2015 года", - говорится в докладе.
Как объясняют авторы, "минский Комплекс мер не устраивает украинскую сторону, поскольку, по ее мнению, фактически оформляет федерализацию страны", так что "единственно возможным для себя результатом Киев считает капитуляцию (подавление) республик Донбасса".
Поэтому стратегия украинской стороны построена на имитации выполнения комплекса мер. Именно для реализации этой стратегии украинская власть постоянно меняет трактовки и условия реализации комплекса мер, параллельно меняя собственное законодательство таким образом, чтобы сделать невозможным исполнение минских соглашений по заложенному в них смыслу, отмечают эксперты.
В результате, как подчеркнул в ходе обсуждения директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, "Минский процесс превратился в бесконечный тупик по вине Украины, ибо на ней лежит основная нагрузка по созданию легитимного поля и законодательной базы для урегулирования конфликта: нет шагов ни по выработке закона по выборам в Донбассе, ни по поправкам в конституцию".
Нужна смена власти
Действующие киевские власти не способны разрешить кризис на Украине и будут лишь имитировать выполнение "Минска-2", считает политолог Сергей Михеев.
"Нынешняя власть на Украине не поменяет свой подход (к вопросу урегулирования на востоке Украины). Этого не будет даже под давлением со стороны "нормандской четверки", - отметил он, добавив, что такая возможность (выполнение "Минска-2") будет только "при смене власти, при другом составе Верховной рады, при новом президенте либо серьезной ротации во властных кругах".
Вместе с тем существующий сегодня политический кризис на Украине только осложняет ситуацию, отмечают эксперты. Неизвестно, по словам Чеснакова, "как сложатся силы, которые должны составить большинство из 300 голосов, способное принять во втором чтении поправки к конституции". А "конфликт вокруг правительства Арсения Яценюка в конечном счете может быть использован украинской стороной для демонстрации невозможности выполнения минского комплекса мер", подчеркивается в докладе.
"Приднестровизация" конфликта
Успешная реинтеграция Донбасса в состав Украины в рамках минских договоренностей до конца 2016 года практически невозможна, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. "Стороны, в результате жесткого противодействия украинской стороны, уже нарушили все необходимые сроки запуска предусмотренных законодательством процедур", а для реализации оптимистичного сценария "необходимы максимально возможные и быстрые шаги сторон навстречу друг другу". "Показательны результаты января этого года - когда стороны фактически не сдвинулись ни на шаг", - отмечает эксперт.
Наиболее вероятен (до 50%) пессимистичный сценарий - "замораживание ситуации на долгие годы, если не навсегда". Несмотря на то, что "замораживание конфликта в таком объеме и в такой форме объективно мало кому из участников выгодно в полной мере", "в условиях жесткой блокировки принятия ряда необходимых решений, этот сценарий может стать приоритетным", считает он.
"В соответствии с логикой нынешнего противостояния происходит своеобразная "приднестровизация" конфликта. Стороны будут стремиться и дальше максимально расходиться в строительстве собственных политических институтов и, в конце концов, им, если и придется сесть за стол переговоров, то уже по модели наиболее мягкой реинтеграции, что, кстати, имеет не много шансов на успех".
В этой ситуации, по мысли Чеснакова, возможность возобновления боевых действий вырастает в два-три раза. К этому, по его словам, объективно подталкивают "отсутствие прогресса в политическом урегулировании, продолжение локальных перестрелок, отсутствие прогресса по обмену пленными - что не увеличивает уровень доверия между сторонами".
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев в свою очередь полагает, что замораживание конфликта уже произошло и в нынешних условиях - это наиболее благоприятный ход развития событий.
"Это и есть самый оптимистичный сценарий в данных условиях, потому что альтернатива ему - возобновление масштабных военных действий", - указал он. И сегодня, по его мнению, на первый план выдвигается решение гуманитарных вопросов. "Главный акцент предстоит сделать на вопросах безопасности и гуманитарной сферы. Они никак не связаны с политическими вопросами. Нет причин тормозить в этих двух областях", - отметил он.
Проблемы контактной группы
Участники дискуссии отметили снижение результативности контактной группы, работающей без регламента и контроля за выполнением обязательств.
"Выявились проблемы в процедурном механизме - в рамках контактной группы невозможно полноценное согласование и исполнение договоренностей, касающихся украинского законодательства. Большая часть ее работы самими же членами оценивается как "не начатая или не доведенная до конца", - отмечается в докладе.
Ключевые проблемы в деятельности контактной группы и рабочих групп, считают авторы, касаются организации работы и непаритетного представительства в них сторон конфликта.
"До той поры, пока не будет действовать регламент, предписывающий сторонам выполнять обязательства по выполнению согласованных решений, добиться сколько-нибудь серьезных изменений в процессе политического урегулирования невозможно", - считают эксперты.
Проблемой, по их мнению, также является отсутствие представительства республик Донбасса в самой Контактной группе. "ДНР и ЛНР необходимо предоставить возможность полноценного участия в работе Контактной группы. До этого времени ожидать сколько-нибудь заметных позитивных изменений вряд ли стоит", - отмечают они.
Алексей Чеснаков обратил также внимание на статус представителей Киева в контактной группе. Напомнив о заявлении представителя украинской стороны на минских переговорах Романа Бессмертного о том, что он месяц не может встретиться ни с кем из украинского руководства, полномочного принимать решения, Чеснаков подчеркнул, что этот факт говорит о незаинтересованности Украины в каком- либо прогрессе в минских дискуссиях.
Вместе с тем, как отмечено в докладе, "контактная группа и ее рабочие группы остаются единственно возможным механизмом для согласования позиций". Расширение их состава за счет новых участников (иных стран), о чем нередко заявляет украинская сторона, не принесет позитивного эффекта и, скорее, усложнит существующую процедуру согласования позиций, и так несовершенную.
Раскол углубляется
Чем дольше затягивается процесс урегулирования конфликта, тем глубже становится раскол между двумя частями Украины, в которых происходит "формирование новых национальных политик", считают авторы доклада.
"Политический процесс - как на Украине, так и внутри республик - после проведения выборов президента Украины, глав республик и парламентов приобрел асинхронный характер", отмечают эксперты. Никакого представительства от занимаемых республиками территорий в органах власти Украины нет. Постепенно принимаемые украинской стороной законы и особенно изменения в Конституцию лишь усиливают этот правовой вакуум.
Отказ Киева от диалога с республиками позволяет последним игнорировать все изменения в украинское законодательство, лишает эти изменения легитимности.
Важнейшим негативным фактором для перспектив урегулирования конфликта на Украине является отсутствие не только прямых контактов с представителями провозглашенных республик Донбасса, но и широкой дискуссии в украинском обществе, которая бы способствовала сглаживанию реально существующих противоречий между Западом и Востоком страны, подчеркнули участники обсуждения.
"Нет шагов по реализации инклюзивного диалога. Вопрос всеобъемлющего диалога не заканчивается принятием поправки в конституцию или выборами, должны появиться гарантии того, что две части Украины - нынешняя и Донбасс - будут сосуществовать в действующих политических рамках", - подчеркнул Чеснаков.
Особое внимание эксперт обращает на "сохранение высокого уровня вражды между населением Украины и Донбасса". "Ни на одной, ни на другой стороне не созданы политические, общественные организации, способствующие налаживанию диалога, т.е. нет позитивных сигналов в этой сфере", - отмечает политолог.
Сроки сдвинуты
"Сейчас нужно быть сверхоптимистом, чтобы рассчитывать на выполнение Киевом минских соглашений к каким-то определенным срокам. Надежды все меньше и меньше, что Киев в обозримом будущем сможет хотя бы сдвинуться в каком-то плане выполнения комплекса мер", - сказал на круглом столе полпред провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Денис Пушилин.
В свою очередь Алексей Чеснаков подчеркнул необходимость найти компромисс на переговорах между двумя важнейшими их составляющими - качеством и темпом. По его мнению, Киев сейчас теряет время, отказываясь принимать готовность Донбасса жить с Киевом в одном конституционном пространстве. Может момент, когда Донбасс откажется от этой позиции. В таком случае, как сказал Чеснаков, нельзя будет исключать немецкий сценарий, при котором на урегулирование проблемы разделенной Германии ушло 50 лет.
Тем не менее участники обсуждения уверены в необходимости обозначения каких-то рубежей и называют июль 2016 года как крайний срок для реализации основополагающих пунктов политического урегулирования. "Если до очередного саммита ЕС на высшем уровне (июль 2016 г.) не будет достигнут сколько-нибудь заметный прогресс в минском процессе (как минимум не будет согласован текст закона о выборах и не будут приняты поправки в Конституцию об особом статусе), необходимо будет оказывать специальные средства давления на стороны конфликта, усиливая их мотивацию к исполнению соглашений", - заявили авторы доклада.
В частности, эксперты призывают ОБСЕ занять более определенную позицию и оказать давление на Киев, принудив его к проведению выборов в Донбассе. "Сегодня в республиках (Донбасса) созданы все условия для проведения выборов. Задача международных организаций - заставить выполнять Киев международные нормы. Более того, есть международный опыт проведения выборов в более сложных ситуациях. А позиция Киева идет вразрез с ОБСЕ", - сказал член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов.
Авторы доклада призывают и "нормандскую четверку" более активно использовать свой потенциал воздействия на Киев.
"От того, насколько полно все эти позиции будут учтены и как быстро участниками минского процесса будут приняты во внимание перечисленные проблемы и возможности, зависит не только коррекция временных рамок мирного урегулирования, но и снижение вероятности реализации катастрофического сценария возобновления боевых действий", - предупреждают эксперты.