ОСЛО, 16 марта. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Осужденный норвежский террорист Андерс Брейвик в среду получил возможность рассказать суду об условиях своего содержания в тюрьме. Он обвиняет власти Норвегии в нарушении положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и считает неправомерным применение к себе особо строгого режима. Судебное заседание, по результатам которого должно быть принято решение о наличии или отсутствии необходимости менять условия содержания преступника, началось во вторник в стенах тюрьмы Шиен и продлится до 18 марта. Как ожидается, решение судьи будет принято и оглашено до начала лета.
Брейвик в своей речи перед судом утверждал, что власти страны добиваются его смерти, так как настаивают на том, что он по-прежнему должен отбывать свой срок в одиночной камере. Преступник настаивает на том, что практически полная изоляция от людей уже нанесла ему существенный психологический ущерб. По собственному признанию, Брейвик подавлен и деморализован, ощущает все большую безнадежность своего положения, погружается в апатию и вскоре будет полностью сломлен психологически.
"На протяжении пяти лет государство пытается убиться меня таким способом, - сказал он. - Если сегодня мне не удастся убедить суд в своей правоте, то государство добьется своей цели, убив меня".
При этом в более чем трехчасовом выступлении Брейвик лишь вскользь упомянул о своих жертвах, заявив, что готов извиниться перед коллегами и родственниками убитых им активистов норвежской социал-демократической Рабочей партии лишь в том случае, если "левые элиты" королевства позволят выйти на политическую арену страны национал-социалистам.
Чего хочет террорист
Жалобы и требования преступника многочисленны, однако прежде всего он добивается права общаться с другими заключенными и поддерживать контакты со своими единомышленниками-нацистами, как находящимися на свободе, так и отбывающими тюремные сроки. Сегодня Брейвик подтвердил, что придерживается идеологии национал-социализма, назвал Mein Kampf своей настольной книгой и посетовал на то, что норвежские власти запретили ему зарегистрировать из тюрьмы собственную нацистскую партию "Североевропейское государство". По его словам, он останется нацистом до конца своих дней, однако теперь отвергает насилие и отказывается от идей, изложенных в его политическом "манифесте", в котором он призывал к свержению леволиберальных европейских режимов и уничтожению мусульман.
Брейвик также обвинил в садизме охранников тюрьмы Ила, где он содержался ранее, среди прочего заявив, что за проведенное в заключении время его обыскивали, раздевая догола, почти 900 раз. Он также считает неоправданными ночные проверки в камере и частое применение наручников, однако при этом сам признает, что в тюрьме Шиен к нему относятся намного более мягко. Недовольство террориста вызывает и тот факт, что за последние годы из 300 личных писем, которые он пытался отправить, адресатам были доставлены лишь пять.
Убийца также утверждает, что заполнил более 200 пригласительных форм для лиц, которые хотели навестить его в тюрьме, однако единственным посетителем, который был к нему допущен, стал шведский ученый Маттиас Гарделль, занимающийся изучением экстремизма и исламофобии. Брейвику также позволили увидеться с тяжелобольной матерью незадолго до ее смерти, в остальном же он контактирует лишь с охранниками, адвокатами, тюремными врачами, представителями тюремной администрации и государственными правозащитниками. В комнате для свиданий толстое стекло всегда отделяет его от посетителей, включая адвокатов.
Убийца настаивает на том, что он ни для кого не представляет опасности, считая доказательством этого свое примерное поведение на протяжении почти пяти лет, проведенных в тюрьме.
Права преступника
Как в норвежских политических кругах, так и в обществе в целом, господствует представление о том, что в отношении Брейвика должны действовать те же законы и правила, что и в отношении любого другого преступника. Именно поэтому его не лишали права просить о досрочном освобождении (террорист сможет это сделать уже в 2021 году), получать высшее образование или писать пространные обращения в норвежские и иностранные СМИ. Решение суда рассмотреть иск Брейвика можно считать очередным проявлением данного подхода. Вместе с тем, некоторые родственники жертв террориста уже заявили о том, что очередная минута славы преступника станет для них тяжелым испытанием.
Представители норвежской прокуратуры, в свою очередь, убеждены, что Брейвик до сих пор крайне опасен, хочет распространять свои радикальные воззрения и сформировать нацистское движение в норвежских тюрьмах, вдохновляя на теракты других приверженцев праворадикальной идеологии. Именно поэтому норвежские власти настаивают на том, чтобы его контакты с внешним миром и СМИ оставались жестко ограничены.
Государственный прокурор Мариус Эмберланн во вторник также напомнил суду о том, что соблюдение прав человека не означает необходимость обеспечивать убийце максимально комфортные условия в тюрьме. "Наказание должно быть ощутимо, - заявил Эмберланн, обращаясь к суду. - Отбывать долгое заключение некомфортно и не должно быть комфортно. С точки зрения государства, условия содержания (Брейвика) в тюрьме полностью отвечают требованиям о необходимости соблюдения прав человека".
В распоряжении Брейвика камера из трех комнат площадью 8 кв. м каждая. У него есть компьютер без доступа к интернету, тренажеры, телевизор и игровая приставка последнего поколения. Террорист также отстоял свое право получать высшее образование и заочно учится на политолога по программе Университета Осло, хотя теперь и говорит, что изоляция мешает ему сосредоточиться на учебе и отрицательно сказывается на успеваемости. Он может ежедневно гулять на свежем воздухе во дворе-колодце площадью 130 кв. м. Так как Брейвику запрещено общаться с другими заключенными, он может раз в неделю проводить час, общаясь с сотрудниками тюрьмы в их комнате отдыха. В эти моменты на него не надевают наручников, он может играть в настольные или видеоигры или готовить себе еду.