ЖЕНЕВА, 24 марта. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Совет ООН по правам человека (СПЧ) высказался за закрытие секретных тюрем. Об этом говорится в резолюции "О целостности судебной системы", принятой по инициативе России на проходящей в Женеве 31-й сессии СПЧ. Документ был одобрен без голосования в среду, 23 марта, поздно вечером.
Закрыть секретные тюрьмы
В резолюции содержится призыв к "незамедлительному закрытию всех секретных пенитенциарных учреждений, независимому и беспристрастному расследованию всех случаев чрезвычайной выдачи, секретного содержания под стражей, пыток и жестокого обращения, в том числе под предлогом борьбы с терроризмом". Как пояснил в беседе с корреспондентом ТАСС постоянный представитель России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин, "резолюция затрагивает тему нарушений прав человека, которые совершаются из-за фрагментированности судебной системы некоторых государств". Она призывает к тому, чтобы "каждое лицо под юрисдикцией любого государства, во-первых, пользовалось бы правом на признание его правосубъектности, а, во-вторых, имело бы доступ на общих основаниях к судебной системе, функционирующей на основе принципов уважения прав человека и демократии".
Гуантанамо - пощечина правам человека
"Упрощенно говоря, человек, который пребывает в заключении, скажем, на базе Гуантанамо, формально находится под юрисдикцией США, но при этом не имеет доступа к американской системе правосудия, - отметил Бородавкин. - Его дело рассматривают не судьи в соответствии с законом, а военные комиссии в соответствии с внутренними инструкциями". В этих условиях не может быть речи "о таких фундаментальных вещах как право на адвоката, беспристрастное судебное разбирательство, защиту, обжалование решения".
Глава российской дипмиссии напомнил, что "о закрытии тюрьмы Гуантанамо было объявлено уже семь с лишним лет назад, а воз, как говорится, и ныне там". Как подчеркнул дипломат, это "классический пример лицемерной американской политики "двойных стандартов" в правозащитной сфере". Несмотря на регулярную критику со стороны международных правозащитных механизмов, включая верховного комиссара ООН по правам человека, и принятые СПЧ и Комиссией ООН по правам человека резолюции, Соединенные Штаты не спешат прекращать деятельность этого изолятора. "При этом они, уверен, осознают, что само его существование является "пощечиной" международному режиму поощрения и защиты прав человека", - сказал постпред РФ, выразив надежду, что "Вашингтон все же прислушается к справедливой критике международного сообщества".
Резолюция с непростой судьбой
Резолюция "О целостности судебной системы" была приняла в СПЧ без голосования, что говорит о широком консенсусе в мировом сообществе в ее поддержку. В число соавторов вошли Алжир, Белоруссия, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Киргизия, Китай, Куба и Марокко. США в этом году не являются членом СПЧ и поэтому не имели процедурной возможности поставить проект на голосование. У резолюции, напомнил в этой связи Бородавкин, "непростая и интересная история". В 2012 году она была одобрена консенсусом, только делегация США от нее отмежевалась. В 2014 году американцы поставили ее на голосование и проголосовали "против", а Евросоюз и еще несколько стран воздержались. При этом текст оставался практически идентичным. В этом году Россия добавила в проект несколько важных элементов, однако все прежние элементы остались в том же виде, и по проекту снова был достигнут консенсус. Только делегация Великобритании отмежевалась от двух параграфов.
Акцент на пытках
Если в государстве имеются военные суды или трибуналы по расследованию уголовных дел, то необходимо обеспечить, чтобы они были неотъемлемой частью национальной судебной системы и применяли принципы судопроизводства, закрепленные на международном уровне в качестве гарантий справедливого правосудия, пояснил Бородавкин. В резолюции сделан акцент на одном из самых серьезных нарушений прав человека - пытках. Они запрещены целым рядом международных договоров, и этот запрет носит абсолютный характер, то есть его нарушение не может быть обусловлено какой-либо необходимостью и санкционировано.
"Опять-таки, если говорить упрощенно, сотрудник спецслужб или вооруженных сил, участвовавший в пытках на территории третьих стран, несет полную ответственность за содеянное, а государство, санкционировавшее эти действия, является нарушителем своих обязательств по международному праву и несет ответственность за эти нарушения, в том числе в плане возмещения ущерба", - отметил собеседник агентства.
Алексей Бородавкин считает "симптоматичным" тот факт, что делегация Великобритании "отмежевалась от общего консенсуса именно по параграфам о пытках и расследованию случаев чрезвычайной выдачи и секретного содержания под стражей".