КИЕВ, 28 марта. /ТАСС/. Контейнерный поезд с Украины, отправленный в обход России для доставки грузов по "Шелковому пути", не выходит в обратный путь из-за отсутствия товаров для перевозки. Об этом сообщило издание "Украинская правда" со ссылкой на исследовательский центр логистической компании Zammler.
"31 января поезд прибыл в пункт назначения - на станцию Достык на границе Казахстана с КНР. Там он до сих пор находится, и о его возвращении пока не сообщается. Поезд не загружен товаром - нет клиентов на перевозку, поэтому так и не вышел на обратный маршрут из Китая", - отмечают в Zammler.
Задержка в Казахстане
Первый экспериментальный рейс по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай отправился из Ильичевского морского порта (Одесская область) 15 января. Как было декларировано, маршрут станет новым направлением "Шелкового пути" для доставки грузов из Китая в Европу и в то же время альтернативой доставки грузов с Украины на эти рынки в обход территории России.
Первый демонстрационный поезд состоял из 10 вагонов, которые частично были пустыми, а частично загружены металлической заготовкой для разгрузки в Грузии. Пустые вагоны было запланировано загрузить товарами уже в Китае и доставить обратно.
Исполняющий обязанности главы "Укрзализныци" Александр Завгородний заявлял, что поезд вернется назад 15-17 марта 2016 года.
Но уже 1 февраля стало известно об отставании от графика. Продолжительность маршрута до границы Казахстана с КНР вместо 11-12 суток составила в итоге 15,5 суток. Движение экспериментального контейнерного поезда на двое суток было остановлено в Казахстане из-за задержки оплаты со стороны заказчика. Как сообщил национальный перевозчик "Казахстанские железные дороги", решение об остановке экспериментального поезда на станции Жанаарка (Карагандинская область) было принято 27 января, и "после осуществления заказчиком соответствующей оплаты контейнерный поезд отправился в путь".
Убыточность проекта
Еще на этапе подготовки проекта у экспертов возникли вопросы, связанные с рентабельностью нового маршрута. Специалисты отмечали, что время доставки грузов окажется значительно больше, чем требует путь через Россию, а нерегулярность рейсов не даст бизнесу возможность планировать загрузку.
Сомнения вызывали и два морских этапа маршрута, которые поезд должен преодолевать на паромах. Это предполагает четыре захода в порты, въезд на паромы на специальном оборудовании, а также высокий риск неблагоприятных погодных условий на море, особенно зимой.
Тестовый запуск поезда показал, что сомнения были оправданны и что коммерческий успех проекта возможен только при условии решения ряда вопросов, отмечают эксперты.
Один из главных - это стоимость маршрута. Официально компания "Укрзализныця" озвучила цену $5-6 тыс., которая превышает стоимость автомобильной транзитной доставки через Россию в полтора-два раза.
Открытыми остаются и вопросы загруженности маршрута. Отмечается, что при разработке проекта не были достаточно учтены интересы логистического бизнеса, транспортных компаний, импортеров и экспортеров. "Прописанные четкие правила и стандарты являются основным условием участия экспортеров и импортеров в проекте. А от привлечения как можно большего количества клиентов напрямую зависит и цена перевозок", - говорит генеральный директор логиcтической компании Zammler Виктор Шевченко.
Как отметил в свою очередь эксперт Украинской логистической ассоциации (УЛА) по вопросам морских и речных перевозок Александр Лысенко, "самое главное - график "just in time", цена и надежность". "Есть надежность сейчас на маршруте "Нового шелкового пути"? Нет. Графика нет, надежности нет, цены нет", - подчеркнул он.
Идея проекта "Нового шелкового пути"
Идея создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы была высказана еще в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. Точный маршрут, по которому пройдет новый "Великий Шелковый путь", долгое время был до конца не разработан. В последнее время Киев начал активно продвигать идею использования территории страны для перевозки грузов в рамках этого проекта. Заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев в то же время заявил, что проработка нового маршрута не связана с поиском транспортных путей в обход России. Сагинтаев пояснил, что Казахстан имеет свой терминал в китайском тихоокеанском порту Ляньюнган, поэтому республика разрабатывает различные пути доставки грузов из этого порта в Европу, чтобы зарабатывать на транзите.