От премьер-министра Исландии требуют подать в отставку из-за скандала с офшором

Премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлейгссон. EPA/ BERTIL ENEVAG ERICSON
Премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлейгссон
Основной претензией исландцев является то, что его семья владеет существенными активами за рубежом при том, что в самой Исландии с 2008 года действуют жесткие меры валютного регулирования

ОСЛО, 4 апреля. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Премьер- министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлейгссон может оказаться вынужден покинуть свой пост из-за обнаружившихся у него связей с офшорной компанией, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Ожидается, что вопрос о доверии к главе правительства и назначении досрочных выборов будет в понедельник поднят в Альтинге (парламенте страны). Вечером же у здания парламента состоится массовая демонстрация с требованием остатки Гуннлейгссона, за которую высказалась 21 тыс. исландцев, подписавших соответствующую интернет-петицию. Покинуть должность главу правительства открыто призывает и его предшественница Йоханна Сигурдардоттир. Об этом сообщает Исландская государственная теле- и радиовещательная служба, сотрудники которой принимали активное участие в работе Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ), в воскресенье опубликовавшего 11,5 млн документов с данными об офшорных счетах ряда действующих и бывших мировых лидеров.

В чем обвиняют премьера

Речи о коррупции или нечестно нажитых деньгах в данном случае не идет, по крайней мере пока. Основной претензией простых исландцев к главе правительства является то, что его семья, не афишируя этого, владеет существенными активами за рубежом при том, что в самой Исландии с 2008 года действуют жесткие меры валютного регулирования и ограничения на ввоз и вывоз капитала.

Они были введены, чтобы не допустить гиперинфляции исландской кроны после того, как в стране лопнул банковский пузырь, поставив ее на грань банкротства. До кризиса офшорная фирма Wintris, принадлежащая супруге премьера, владела банковскими облигациями трех крупнейших банков островного государства, которые в одночасье оказались банкротами. В настоящий момент Wintris пытается взыскать с банков долги на 500 млн исландских крон (около $4 млн по текущему курсу и $8 млн по докризисному). Информации о том, что у компании есть также другие активы, нет.

Особенность ситуации заключается в том, что Wintris фактически является одним из иностранных кредиторов, уже много лет осаждающих Исландию, объявившую дефолт по долгам государственных банков. Гуннлейгссон же начинал свою политическую карьеру, как раз ведя борьбу с "иностранными стервятниками", которые, по его словам, пытаются разорить островное государство. Вопрос о том, могла ли занимаемая должность помочь премьеру вернуть семейные деньги, или же, напротив, мешала, остается открытым, однако формальных оснований, чтобы обвинить премьер-министра в конфликте интересов, хватает.

Суть второго обвинения - в том, что Гуннлейгссон после избрания в парламент не сообщил о том, что является совладельцем офшорной фирмы. Сам премьер утверждает, что не обязан был этого делать, так как Wintris никогда не занималась коммерческой деятельностью, однако, по мнению ряда экспертов, это не освобождало его от обязанности задекларировать все активы.

Вопрос о возможном уклонении от уплаты налогов пока что не стоит слишком остро. Здесь премьер выступает максимально открыто, заявляя, что сборы с Wintris уплачивались в Исландии, а налоговым органам страны предоставлялась вся необходимая информация.

Откуда взялся офшор

Скандал вокруг Гуннлейгссона начал разворачиваться в Исландии еще 2 недели назад.

Его супруга Анна Сигурлейг Паулсдоттир официально объявила о том, что является владелицей Wintris еще 15 марта - через несколько дней после того, как шведский и исландский журналисты, являющиеся членами ICIJ, в интервью с премьер-министром начали открыто расспрашивать его об этой компании. Тогда глава правительства заявил, что не может точно вспомнить, как он может быть с ней связан, и поспешил закончить беседу. Воскресная публикация лишь обобщила информацию, которая за последние дни уже успела стать достоянием общественности, и добавила к ней несколько незначительных новых деталей.

Компания в офшоре была создана для супругов (на тот момент еще не состоявших в официальном браке) их банком в 2007 году. Тогда оба жили в Великобритании и не принимали активного участия в политике. Фирма была необходима для управления инвестициями пары - облигациями, приобретенными на крупную сумму, которую Паулсдоттир получила в наследство. В 2009, уже после избрания в парламент, Гуннлейгссон продал спутнице свою долю за 1 доллар. Как он утверждает теперь, совладельцем фирмы он изначально стал лишь из-за ошибки, допущенной банком, которая таким образом была исправлена.

Сменится ли правительство?

Премьер-министр последовательно заявляет, что не нарушал никаких законов и предписаний и направленная против него кампания в СМИ политически мотивирована. На минувшей неделе он открыто сказал о том, что оппозиция может ставить на голосование вопрос о доверии к главе правительства и эта ситуация его не слишком беспокоит. Тем не менее, воскресные публикации, по сути не выявив ничего нового, привлекли к фигуре премьера повышенное внимание, в том числе и за рубежом. Вновь был упомянут и тот факт, что офшорные фирмы есть еще у двух членов правительства - министра внутренних дел Олеф Нордал и министра финансов Бьярни Бенедиктссона, хотя и в их случае речи о каких-либо серьезных нарушениях не идет. Впрочем, авторы расследования поднимают пока остающийся без ответа вопрос о том, не были ли нынешние члены правительства через офшоры замешаны в докризисных финансовых махинациях, в которых активно участвовали их предшественники.

Гуннлейгссон и Бенедиктссон возглавили правящие сейчас Прогрессивную партию и Партию независимости, соответственно, вскоре после кризиса. Молодые политики стали новыми лицами потерявших власть политических объединений, прежнее руководство которых очень серьезно себя скомпрометировало. Всего через 4 года правления левых сил - в 2013 - исландцы вновь избрали в парламент правоцентристов, которые объединились в правящую коалицию. В настоящий момент она обладает большинством голосов в Альтинге, однако в опросах общественного мнения с большим отрывом лидирует Пиратская партия, которая сейчас имеет лишь три депутатских мандата. Именно она имеет наибольшие шансы сформировать новое правительство, если парламентские выборы, назначенные на 2017 год, состоятся уже в этом году. В теории, для решения вопроса о досрочных выборах может быть назначен общенациональный референдум, к которым в Исландии прибегают весьма часто. Итоги плебисцита предсказать несложно, учитывая, что доверие исландцев к своим политикам было подорвано еще в 2008 году, и поддержка действующего правительства невысока.