Турция после попытки госпереворота: война с Гюленом до победного конца
Меры противодействия "Террористической организации фетхуллахистов" оказались настолько масштабными, что удивили многих из тех, кто помнит военные перевороты 1980 и 1997 года
Месяц назад в ночь с 15 на 16 июля в Турции произошла попытка госпереворота. Сегодня страна продолжает жить в режиме трехмесячного чрезвычайного положения, который был введен президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом 20 июля.
Ответственность за попытку путча Анкара возложила на исламского оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, с 1999 года проживающего в США, и членов "Террористической организации фетхуллахистов" (ФЕТО). Это так называемое теневое правительство - лица, глубоко проникшие в госаппарат с целью подорвать строй. Борьба с ними началась еще в 2013 году, но только после 15 июля турецкие граждане смогли убедиться в необходимости таких мер, которые раньше многие считали охотой на ведьм.
Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что правительство намерено полностью избавить страну от ФЕТО. "Сейчас после попытки путча 15 июля мы увидели, что ничего больше не будет как прежде. Мы не склонили головы, не потерпели поражение. Мы полностью избавим Турцию от угрозы терроризма, в первую очередь от Рабочей партии Курдистана и от ФЕТО", - сказал он.
Власти Турции попросили США временно арестовать Гюлена. В дальнейшем они собираются добиться его экстрадиции.
Возврат смертной казни или членство в ЕС: Турция через месяц после попытки переворота
Предварительные итоги борьбы с гюленистами
Меры противодействия ФЕТО оказались настолько масштабными, что удивили многих из тех, кто помнит военные перевороты 1980 и 1997 года. Власти начали массовые чистки госаппарата и бизнеса от сторонников путчистов. В стране отстранены от работы более 76,5 тыс. госслужащих, почти 5 тыс. уволены из госструктур. Чистки коснулись почти всех госучреждений.
Было закрыто 2,5 тыс. школ и больниц, связанных с Гюленом. Из системы образования уволены или отстранены от работы тысячи преподавателей.
Массовые чистки прошли в армии, где и созрели планы мятежа. Более 3 тыс. солдат, офицеров и около 150 генералов и адмиралов уволены с лишением званий, а это около 1,5% всех военнослужащих в стране. До сих пор в бегах находятся 162 военных, в том числе 133 генерала. МИД Турции, в свою очередь, не знает, где находятся 32 дипломата, работавших за границей и отозванных после путча на родину.
Под арестом находится 16 тыс. человек, обвиненных в связях с ФЕТО. Задержано более 6 тыс. человек, еще 7,5 тыс. находятся под подпиской о невыезде.
В Турции почти никто не сомневается в необходимости таких масштабных мер и не называет происходящее охотой на ведьм.
Турки не сомневаются, что с гюленистами будет покончено. При этом граждане обращают внимание на решительный настрой руководства и иногда чрезмерную эмоциональность премьера и президента, когда те говорят о "полном искоренении ФЕТО".
В то же время задержания и аресты журналистов, а также некоторых медийных персон и представителей интеллигенции все же беспокоят общественность и вызывают критику в Европе.
Обстановка в стране
Несмотря на режим ЧП, в целом, жизнь простых граждан почти не изменилась. В Анкаре, Стамбуле и других крупных городах возле военных и правительственных объектов можно заметить большее количество полицейских машин, бронированного транспорта. В течение дня в небе появляются патрульные вертолеты полиции.
Подъезды к зданию резиденции президента и его администрации в столице все еще преграждает около двух десятков тяжелых самосвалов. Такие меры защиты приняли еще в ночь путча.
На улицах видно большее, чем обычно, количество полицейских патрулей, усилена охрана в местах массового скопления людей, торговых центрах. В аэропортах и на вокзалах дежурят сотрудники спецназа жандармерии в полной выкладке с автоматами. В офисе правящей партии на постоянной основе находятся отряды спецназовцев. Впрочем, такие меры приняли еще до попытки переворота после крупных терактов в Анкаре и Стамбуле.
Общественность активно обсуждала изменения в президентской охране. После путча Эрдоган распустил президентскую гвардию, часть которой встала на сторону мятежников. Ее бойцы в форме бирюзового цвета традиционно охраняли главу государства. Теперь же у резиденции президента на посту стоят бойцы спецназа армии в обычном камуфляже.
В столице постепенно начали приводить в порядок получившие во время мятежа повреждения здания парламента, Управления безопасности, национальной разведки. В парламенте все еще устраивают экскурсии для граждан, которые хотят увидеть, что сделали путчисты с символом республики, увидеть воронки от снарядов и разрушенные помещения.
Общественный протест
В подавлении путча, возможно, главную роль сыграло именно население страны. Эрдоган в ночь переворота экстренно выступил в эфире телеканала CNN Turk и призвал людей выйти на улицы и дать отпор мятежникам. С этого момента произошел перелом. По всей стране на минаретах мечетей включились громкоговорители, через которые муэдзины (служители мечети) начали читать внеплановый азан (призыв к молитве) и призывать народ противостоять заговорщикам.
Сотни тысяч человек заполнили улицы. Некоторые их них бросались под танки и становились в оцепление для блокирования проезда военной техники.
После того как к утру 16 июля почти все заговорщики были схвачены, население заступило на "вахту демократии", или "демократический дозор". Это стало, вероятно, одной из наиболее массовых общественных инициатив в истории Турецкой Республики. Тысячи человек целыми семьями на протяжении месяца ежевечерне выходили на площади и проспекты городов, чтобы выразить протест путчистам и предупредить новые попытки госпереворота. К ним присоединялись представители местных властей, общественных организаций, выступали политики, министры, премьер и глава государства.
Такие акции продолжались каждую ночь, причем во многих местах, где собирались люди, местные власти обеспечивали их едой и питьем. Только 10 августа Эрдоган заявил, что "демократический дозор" временно приостанавливается".
Слово "временно" свидетельствует о том, что власти все еще считают возможным реванш со стороны путчистов. Небольшие группы активистов "демократического дозора" до сих пор собираются по ночам в городах.
Корр. ТАСС Кирилл Жаров
Анкара, 15 августа.