Новый Обзор ядерной политики — Nuclear Posture Review — был выпущен администрацией президента США Дональда Трампа 2 февраля. Это стало четвертым по счету масштабным пересмотром со времен администрации Билла Клинтона. О том, чем новый Обзор отличается от предыдущих, — в материале ТАСС.
Эволюция доктрины
Со времен окончания холодной войны в США успели три раза пересмотреть подход к роли и потенциалу имеющегося ядерного оружия. И если отталкиваться от заявления начальника штаба американских ВВС, президент США Дональд Трамп станет продолжателем традиции, по которой каждый глава государства начиная с Билла Клинтона пересматривает этот подход. Тем более что Конгресс США требует предоставления новой доктрины от каждой администрации.
Первый такой пересмотр произошел 18 сентября 1994 года, когда президент Клинтон одобрил рекомендации NPR, подготовленные Пентагоном. Это был первый в эпохе однополярного мира документ о пересмотре роли разрушительного оружия в политике США.
По меркам того времени документ казался весьма революционным и предполагал следующее:
- значительное и крупнейшее за все время существования ядерного оружия снижение его роли в обеспечении безопасности страны;
- стремление сократить количество ядерного оружия ввиду новых обстоятельств (распада СССР);
- рассмотрение ядерного оружия не только в качестве инструмента обеспечения национальной безопасности, но и международной (стран — союзников США).
Второй пересмотр произошел в 2002 году. В первом NPR XXI века прослеживалось желание администрации президента Джорджа Буша — младшего отойти от существовавшего ранее режима контроля над стратегическими вооружениями. Напомним, что именно в 2002 году США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Тогда же и началась разработка национальной системы ПРО.
Обзор 2002 года также внес изменения в классическое понятие ядерной триады. "Старая триада" состояла из тяжелых ядерных бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). "Новая триада" состоит из противоракетной обороны, высокоточного оружия и классической триады в качестве третьего компонента.
Наконец, на своем первом сроке в 2010 году президент Барак Обама одобрил третий пересмотр. За год до этого Обама произнес речь в Праге, ставшую впоследствии одной из самых известных его речей. В ней американский президент объявил о необходимости стремления к миру без ядерного оружия. NPR 2010 года хоть и намного мягче, чем предыдущий, но все же далек от идеи, высказанной Обамой в Праге.
В нем США впервые взяли на себя обязательство не использовать ядерное оружие против тех стран, за исключением Ирана и КНДР, которые не обладали таким оружием и не нарушали ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Вашингтон также отказался от разработки ядерных бомб для поражения сильно укрепленных подземных объектов (nuclear bunker busters).
Доктрина Трампа
Новый Обзор ядерной политики 2018 года рассматривает военную стратегию России как предусматривающую "ядерную эскалацию". При этом в нем говорится, что Вашингтон не желает "относиться как к противнику ни к России, ни к Китаю", а Москва имеет перед Вашингтоном "значительные преимущества" в сфере производства стратегического и тактического ядерного оружия.
По мнению американской стороны, Россия также "отвергает усилия США", направленные на дальнейшее сокращение наступательных вооружений. Последний договор, заключенный между Вашингтоном и Москвой, — Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) 2011 года — предполагает сокращение ядерных арсеналов до 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов на них. Но срок выполнения обязательств по СНВ-3 истек 5 февраля текущего года, а срок действия договора истечет уже через три года.
"Существенные неядерные стратегические нападения", как говорится в документе, могут привести к ответному ядерному удару со стороны США. Причем в понятие "неядерного нападения" входят даже кибератаки.
Наконец, доктрина предполагает увеличение расходов на ядерный арсенал более чем в два раза в ближайшие десять с лишним лет, рекомендует частично уменьшить мощность ядерных боеголовок для баллистических ракет подлодок (БРПЛ) и разработать ядерные крылатые ракеты морского базирования.
Александр Мосесов