"Нормандская четверка" и терроризм: основные темы второго дня конференции в Мюнхене
В субботу в Мюнхене завершился самый насыщенный день конференции по вопросам безопасности, начавшийся с выступления канцлера ФРГ Ангелы Меркель
Официальная часть второго дня Мюнхенской конференции началась в 9 часов утра и завершилась ближе к полуночи. За это время организаторы провели шесть панельных дискуссий и предоставили слово более чем 40 высокопоставленным дипломатам и политикам: от министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова до президента Руанды Поля Кагаме. ТАСС рассказывает о ключевых событиях и заявлениях субботы.
Заявления Меркель
Вступительную сорокапятиминутную речь второго дня конференции произнесла Ангела Меркель. Отчасти ее заявления продолжали тему первого дня – трансатлантических отношений и взаимодействия с Россией.
Канцлер ФРГ заявила, что будет "неустанно работать" над установление "хороших" отношений с Москвой несмотря на существующие между Европой и Россией разногласия.
Касаясь темы отношений России с НАТО, Меркель заявила о необходимости дальнейшей реализации Основополагающего акта о взаимоотношениях между НАТО и Россией 1997 года и включении обсуждения угроз в сфере кибербезопасности на Саммите Россия-НАТО (СРН).
Немецкий канцлер также затронула тему деятельности самого североатлантического блока, повторив заявление министра обороны Урсулы фон дер Ляйен о том, что ФРГ привержена обязательствам по увеличению расходов на оборону до 2% ВВП.
Будучи главой страны, в которой ровно два месяца тому назад произошел организованный "Исламским государством" (ИГ – террористическая организация, запрещена в РФ) теракт на рождественном базаре в Берлине, Меркель призвала мусульманские страны к борьбе с экстремистами.
Речь Лаврова
Российскому министру на выступление было выделено 25 минут. До него в субботу успели выступить, помимо Меркель, вице-президент США Майкл Пенс, генсек ООН Антониу Гутерреш, генсек НАТО Йенс Столтенберг, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль и руководитель французского МИД Жан-Марк Эйро.
Лавров сначала напомнил участникам конференции о знаменитой мюнхенской речи президента РФ Владимира Путина 2007 года и о 20 годах, прошедших с момента подписания Основополагающего акта Россия–НАТО. Затем заявил о том, что Холодная война так и не закончилась, "если судить по некоторым выступлениям на Мюнхенской конференции".
Несмотря на это, как считает глава российского МИД, сотрудничество с НАТО необходимо.
Отвечая на вопросы из зала, Лавров сказал: "Напряженность последних лет между Северной Америкой, Европой и Россией неестественна, я бы даже сказал, противоестественна".
При этом министр представил свое видение нового мирового порядка "пост-вест", суть которого заключается в том, что страны, опираясь на свой суверенитет, стремятся достичь баланса "между своими национальными интересами и национальными интересами партнеров при уважении культурно-исторической и цивилизационной самобытности каждого из них".
Лавров также отметил, что видит потенциал развития отношений между Москвой и Вашингтоном.
"В наших общих интересах конструктивное выстраивание российско-американских отношений, тем более что Америка – не менее близкий наш сосед, чем Евросоюз: в Беринговом проливе нас разделяет всего 4 км," сказал министр.
Уже после своего выступления российского министра глава Сбербанка Герман Греф в кулуарах форума сообщил журналистам, что накал критики в адрес России со стороны Запада спадает. Такого же мнения придерживается официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
"Нормандская четверка"
Во второй день конференции министры иностранных дел России, Франции, Германии и Украины ("нормандской четверки") обсуждали ход выполнения договоренностей по мирному урегулированию в Донбассе.
Единственное, в чем четыре министра были полностью согласны друг с другом по окончанию встречи – отсутствие существенных результатов.
Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что "не совсем" доволен результатами переговоров, добавив, что "пары заявлений" недостаточно. Сергей Лавров также отметил, что "больших результатов... достигнуто не было".
Главным выводом встречи остается безальтернативность реализация минских соглашений, что подчеркнул руководитель Жан-Марк Эйро. О своей заинтересованности в сохранении международной поддержки "Минска" заявила также Могерини.
По итогам встречи четыре министра осудили транспортную блокаду Донбасса, а Павел Климкин заявил, что работа над "дорожной картой" урегулирования ситуации в Донбассе продолжится на уровне политдиректоров в ближайшее время.
Борьба с терроризмом
Одна из панельных дискуссий была посвящена борьбе с радикальным экстремизмом и терроризмом. Однако заявления политиков на эту тему звучали на протяжении всего дня, начиная с утверждения Меркель о том, что международное сообщество должно провести четкую границу между мирным исламом и исламским терроризмом.
Президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай заявил, что терроризм не связан с определенной цивилизацией или религией, добавив, что "это явление, которое постоянно видоизменяется", а международное сообщество должно "понимать эту динамику". Такого же мнения придерживается министр обороны Пакистана Хаваджа Асиф.
"Терроризм не синонимичен ни одной религии. Террористы – не христиане или мусульмане или буддисты или индуисты", заявил Асиф на конференции.
Вице-президент США Майкл Пенс и премьер-министр Турции Бинали Йылдырым провели отдельную встречу за закрытыми дверьми, сосредоточившись на теме эффективной борьбы с ИГ. А премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади заявил, что ИГ является главным врагом всех мусульман.
Генеральный секретарь ООН при этом отметил, что уничтожение ИГ невозможно без достижения политического урегулирования в Сирии и Ираке.
"Мысль, что мы можем победить терроризм, оставив недовольное население, интересы которого не учитываются, на мой взгляд, является иллюзией", сказал Гуттериш.
Александр Мосесов