Народная партия за свободу и демократию (НПСД) под руководством премьер-министра Марка Рютте победила на парламентских выборах в Нидерландах и может рассчитывать на 33 из 150 мест в главном законодательном органе страны. Однако назвать этот результат убедительной победой едва ли возможно, учитывая, что движение лишилось 9 мест. Второй оказалась крайне правая Партия свободы (ПС) Герта Вилдерса, которая получит 20 мест, но и это нельзя назвать однозначным достижением. Официальные результаты голосования будут оглашены Избирательным советом 21 марта после повторного подсчета всех голосов, а действительные итоги выборов можно будет подводить лишь после завершения процесса формирования правящей коалиции, который в этот раз, скорее всего, обещает быть долгим.
Европейский праздник
Достаточно скромный результат правых, которым в определенный момент даже прочили первое место, в ближайшие дни будут с удовлетворением обсуждать все умеренные политики Евросоюза. Об этих выборах будут говорить как о переломном моменте в политической ситуации в Европе в целом, их будут приводить в качестве примера, что правым не всегда сопутствует успех. Этот тезис особенно актуален в преддверии предстоящих парламентских выборов в Германии и президентских – во Франции.
Неудивительно, что канцлер Германии Ангела Меркель буквально сразу после окончания выборов позвонила премьеру Марку Рютте, чтобы поздравить его с победой, хотя на тот момент в наличии были только данные экзитполов. Как сообщил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, канцлер выразила надежду на "продолжение плодотворного сотрудничества" между ФРГ и Нидерландами "как друзьями, соседями и европейцами".
Сам Рютте поздравил своих сторонников с победой следующим образом: "Похоже, что наша партия стала крупнейшей в стране в третий раз подряд. А это значит, что голландцы после Brexit и выборов в США сказали "нет" неправильному популизму".
"Теперь нам необходимо сформировать стабильное правительство и вести страну вперед, - добавил он. - Сегодня мы празднуем, но уже завтра продолжим работу на благо Нидерландов".
Правильный популизм
Яркое выражение Рютте "неправильный популизм" явно подразумевает, что популизм бывает правильным. Что же это такое?
В сегодняшних политических реалиях Западной Европы слово популизм является синонимом правых взглядов, жесткой позиции по отношению к мигрантам и евроскептицизма.
Победу Рютте можно объяснить тем, что он использовал приемы правых. Самым ярким примером стал дипломатический скандал с Турцией, в ходе которого премьер не только запретил турецким министрам агитировать живущую в Нидерландах турецкую диаспору голосовать за расширение президентских полномочий Тайипа Эрдогана, но и принял жесткие практические меры: запретил посадку в Роттердаме самолета главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу и депортировали министра по делам семьи и социальной политике Фатму Бетюль Сайян Кайя, прибывшую в Роттердам вместо главы МИД.
Эта жесткая и впоследствии активно освещаемая в СМИ позиция премьера, безусловно, помогла склонить на его сторону сомневающихся избирателей, число которых, по опросам общественного мнения, составляло свыше 30%.
Другие нидерландские политики также пытались перенять элементы риторики правых. Накануне голосования лидер голландских христианских демократов Сибранд Бюма предложил лишить королеву Нидерландов Максиму гражданства ее родины - Аргентины в качестве примера для интеграции мигрантов в голландское общество.
Иными словами, хотя партия радикала Вилдерса не победила на этих выборах, результаты голосования показали, что правые идеи сохраняют популярность, их активно перенимают более умеренные партии.
Победители и побежденные
Если говорить о победивших и проигравших, то тут не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Согласно предварительным результатам, Народная партия за свободу и демократию (НПСД) получила 33 места в парламенте и первое место по результатам голосования.
Однако является ли это такой убедительной победой с учетом того, что движение лишилось 9 мест в парламенте? Или взять, например, евроскептика Герта Вилдерса, возглавляющего крайне правую Партию свободы. Все предрекали ему упорную борьбу с Рютте, а в итоге он едва вышел на второе место с 20 местами, в последний момент оторвавшись от "Христианско-демократического призыва" (ХДП) и "Демократов-66" (Д-66), которые получили по 19 мандатов. С другой стороны, его представительство в главном законодательном органе страны увеличилось сразу на четыре места по сравнению с выборами 2012 года.
Но, конечно, есть здесь явные победители и явные проигравшие. К последним без сомнения можно отнести Партию труда, входившую в правящую коалицию, но лишившуюся сразу 29 из 38 мест в парламенте.
"Это драматичный для нас результат, - отметил лидер организации Лодевейк Ассер. - Мы крайне разочарованы, но должны принять его, наша партия управляла страной и вывела ее из кризиса, но мы не смогли убедить избирателей". "Сегодня мы скорбим, - добавил он. - Но мы никогда не прекратим борьбу за наши идеалы".
А вот для "Зеленых левых" нынешний результат стал лучшим за всю историю - сразу 15 мест вместо 4. "Мы получили больше всего мест в парламенте за всю историю, - заявил лидер партии Йессе Клавер. - Это историческая ночь, все внимание международных СМИ было приковано к тому, победят ли крайне правые. И вот наш ответ всему миру: популизм не победил".
Кроме того, свое удовлетворение результатами выборов выразили представители Д-66 (плюс 7 мест), ХДП (плюс 6 мест), Партии защиты животных (плюс 3 места), "50 плюс" (плюс 2 места), Христианского союза (плюс 1 место). В свою очередь Социалистическая партия (минус 1 место) считает, что могла бы добиться лучших результатов.
Что делать?
После выборов страна должна получить новое правительство. И тут начинается самое интересное. Для формирования правящей коалиции в парламенте Нидерландов необходимо собрать 76 из 150 голосов, а для этого в коалицию при нынешних результатах голосования должны будут войти по меньшей мере 4 партии. Более того, находящийся на втором месте Герт Вилдерс приглашения в коалицию, скорее всего, не получит, поскольку все остальные партии страны последовательно отказываются от сотрудничества с ним.
Сам же лидер Партии свободы свое поражение признал, но подчеркнул, что готов войти в правительство. "Конечно, нам хотелось бы стать крупнейшей партией, - отметил он, выступая перед журналистами. - Но победила Народная партия за свободу и демократию (НПСД)".
"Вместе с тем, согласно последним данным, НПСД теряет девять мест в парламенте, а Партия свободы получает на четыре больше, - подчеркнул Вилдерс. - И с этой точки зрения я являюсь победителем". Он также выразил готовность принять участие в формировании правящей коалиции в парламенте.
"Мы хотели бы получить приглашение на участие в коалиционных переговорах", - отметил он. Однако если этого не произойдет, то Партия свободы готова быть в оппозиции и противостоять правительству, заметил Вилдерс.
К новому правительству
Вначале парламент соберется в новом составе и обсудит результаты голосования. Затем будет выбран информатор - опытный политический деятель, который должен будет провести переговоры с лидерами всех движений для изучения возможности создания правящей коалиции. По их итогам информатор должен будет назначить форматора (как правило, лидера крупнейшей партии) непосредственно для формирования кабинета министров и заключения коалиционного соглашения - плана действий нового правительства на очередные четыре года. Этот процесс точно не будет простым, поскольку впервые за 40 лет правящая коалиция должна будет состоять не из двух или трех партий, а сразу из четырех политических сил.
С учетом того, что у НПСД, ХДП и Д-66 набирается уже 70 голосов, четвертой силой может стать Христианский союз с шестью голосами, как раз достаточными для того, чтобы сформировать правящую коалицию. Однако в таком случае правительство получится с правым уклоном.
Нельзя полностью сбрасывать со счетов и ПТ. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что Рютте, выражая признательность партнерам по правящей коалиции, заметил, что очень хотел, чтобы "результат для Партии труда был другим".
Денис Дубровин, Виталий Чугин, Гаага