Споры о принадлежности островов и морских пространств в акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ) идут уже много десятилетий. Речь идет прежде всего об архипелаге Сиша (Парасельские острова), островах Наньша (Спратли) и Хуанъянь (риф Скарборо). Права на них оспаривают Китай, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Филиппины. С конца 2013 года Пекин проводит там масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также расширению и освоению этих территорий. Основной причиной конфликта являются попытки установить контроль, в том числе и за счет военной составляющей, за районом вблизи от Малаккского пролива, через который проходит около 60% китайской торговли и до 80% китайского импорта углеводородов.
Спорная история
Китай и несколько государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) на протяжении десятилетий ведут спор по поводу территориальной принадлежности целого ряда островов в ЮКМ. Помимо КНР, свои претензии на эти территории в той или иной степени высказывают Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия. Так, принадлежность Парасельских островов оспаривают Китай и Вьетнам; архипелага Спратли (кит. — Наньша, вьетнам. — Чыонгса) — Вьетнам, Китай, Малайзия, Филиппины и Бруней; рифа Скарборо — Филиппины и Китай.
Острова Спратли (кит. — Наньша) простираются цепочкой в южной части моря между Филиппинами, Вьетнамом, Китаем и островом Борнео. Их протяженность около 595 км. Острова начинаются в 402 км к югу от Вьетнама и заканчиваются в 169 км к северу от Борнео. Зона архипелага точно не определена. Наиболее крупных атоллов и коралловых рифов в составе Спратли (кит. — Наньша) насчитывается более сотни, всего, по некоторым данным, в составе архипелага около 200 островов и рифов.
Парасельские острова (кит. — Сиша, вьетнам. — Хоангса) и Чжунша находятся в 230 км к югу от китайского острова Хайнань и более чем в 200 км к востоку от побережья Вьетнама. Архипелаг состоит из 15 островов, а также рифов и отмелей, расположенных на территории 46 тыс. кв. км в радиусе примерно 100 км. Его протяженность с запада на восток — 180 км, а с севера на юг — 170 км, общая площадь островов — около 7,8 кв. км.
Риф Скарборо (кит. Хуанъянь) — небольшие участки суши, поднимающиеся над водой и образующие лагуну в форме треугольника периметром 46 км. Площадь рифов вместе с лагуной — 150 кв. км. Ближайшая суша — Филиппины, находящиеся в 220 км к востоку от Скарборо.
Линиями обозначены территориальные претензии, точки — острова, находящиеся под контролем той или иной стороны. Красный цвет — Китай, синий — Филиппины, фиолетовый — Малайзия, зеленый — Вьетнам, черный — Бруней, желтый — Тайвань.
Согласно китайским источникам, острова были обнаружены китайцами примерно 2 тыс. лет назад. Однако до начала XX в. каких-либо территориальных споров в ЮКМ не возникало. В 1900-е годы в акватории моря стали нести патрульную службу корабли французских колониальных властей Индокитайского полуострова. Затем, в 1939 году, отдельные острова были оккупированы Японией, которая использовала их в военных целях. В 1947-м, спустя два года после капитуляции Японии, власти Китая обнародовали карту, на которой государственная граница в ЮКМ была обозначена в виде так называемой девятипунктирной линии (nine-dash line, в прибрежных странах Юго-Восточной Азии ее называют "коровьим языком"). Зона, охваченная этой линией, включает до 90% этого региона, в том числе острова Спратли (кит. — Наньша) и риф Скарборо. Эту карту руководство КНР до сих пор использует как главный аргумент в споре, заявляя о своих "исторических правах" на территорию.
Борьба за острова неоднократно приводила к вооруженным конфликтам. В частности, в феврале 1974 года ВМС Китая захватили архипелаг Спратли (кит. — Наньша) и с тех пор контролируют его. Примерно в то же время выяснилось, что в непосредственной близости от островов залегают значительные запасы углеводородов. По мнению специалистов США, они составляют 11 млрд баррелей нефти и 5,9 трлн кубометров газа. По оценке китайских ученых, в недрах Южно-Китайского моря залегают 230 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубометров газа.
Наконец, необходимо отметить, что акватория ЮКМ имеет важное стратегическое значение: через эти морские пути, а также через Малаккский пролив проходит примерно 40% трафика мировой торговли и транспортируется до 80% объемов китайского импорта нефти и газа. Контроль над островами необходим Китаю для того, чтобы исключить возможность блокады пролива со стороны США — главного политического соперника Пекина на морских рубежах Тихоокеанской Азии. Южно-Китайское море важно для китайского руководства и с той точки зрения, что оно призвано стать базой для подводных ядерных сил страны. Сейчас КНР активно наращивает свой подводный флот, который по численности скоро сравняется с американским.
Гаагский трибунал
Текущий конфликт в большей степени связан с архипелагом Спратли (кит. — Наньша), который частично занимают Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань и Малайзия. В начале 2013 года Филиппины подали на Китай иск из 15 пунктов: в частности Филиппины заявили, что действия КНР и ее посягательство на 90% территории моря нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.
Пекин же с мая 2012 года ввел запрет на рыболовство в ряде районов акватории спорных островов, а с конца 2013 года начал проводить масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также расширению и освоению этих территорий. 1 июня 2016 года Пекин заявил, что создаст свою опознавательную зону противовоздушной обороны над Южно-Китайским морем, которая будет распространяться и на все спорные острова, контролируемые КНР. Спустя месяц Народно-освободительная армия Китая провела военные учения в акватории моря с привлечением надводных кораблей, субмарин, военных самолетов и сил береговой охраны.
Международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, 12 июля 2016 года постановил, что Китай не имеет "исторического права" на спорные острова. Судьи трибунала также признали, что КНР не имеет права вести рыболовство, разрабатывать природные ресурсы и вести другую хозяйственную деятельность на этой территории. А строительные работы, организованные Китаем, нанесли непоправимый ущерб коралловым рифам в регионе.
Однако руководство Китая отвергло возможность решения спора в международном арбитраже. "Официальная позиция Пекина заключается в том, что ценность этого решения никакой законной силы не имеет и обязывающим не является. Китай не принимает и не признает это решение", — говорилось в заявлении китайского МИДа. Глава внешнеполитического ведомства Ван И отозвался о решении международного арбитража еще жестче, назвав его "сфабрикованным под личиной закона политическим фарсом".
Позицию Китая относительно решения Гааги поддержал и президент России Владимир Путин. "Я скажу почему: это не политическая позиция, а чисто юридическая, заключается она в том, что любые третейские разбирательства должны быть инициированы спорящими сторонами, а арбитражный суд должен выслушивать аргументы и позиции спорящих сторон, — отметил российский лидер. — Как известно, Китай в арбитраж гаагский не обращался и его позицию там никто не слушал. Как же можно признавать справедливыми эти решения?"
Кодекс мы должны чтить
Регулировать политику стран, претендующих на спорные территории, должна была подписанная в 2002 году между Китаем и АСЕАН Декларация о поведении сторон в ЮКМ. В этом же документе была прописана необходимость создания Кодекса поведения, который определил бы окончательные параметры урегулирования территориальных споров в регионе. Именно вопрос выработки кодекса обсуждался на предыдущей, 19-й встрече Китая и АСЕАН, и он же будет в центре внимания на очередной встрече.
Официальный Пекин считает, что благодаря совместной работе окончательный документ может быть представлен в считаные месяцы: "Стабильность в Южно-Китайском море постоянно улучшается благодаря совместным усилиям Китая и стран АСЕАН. Китай готов работать вместе с членами АСЕАН для продвижения переговоров о Кодексе поведения в ЮКМ и будет пытаться подготовить проект к середине 2017 года".
Вместе с тем существует ряд вопросов, которые Китаю и АСЕАН будет крайне сложно урегулировать, в частности проблема принадлежности Парасельских островов. МИД КНР считает их суверенной территорией Китая, не попадающей под условия Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море. Такая позиция может не устроить, например, Вьетнам, который также претендует на эти острова.
Как отмечают эксперты, главный вызов для АСЕАН заключается в том, чтобы предложить такой вариант кодекса, который устроил бы Вашингтон, Пекин, а также других участников территориального спора. Если же такие меры выработаны не будут, то идея найти правовое решение накопившихся противоречий в регионе может быть дискредитирована на много лет вперед. Как следствие, ситуация в ЮКМ будет долгое время оставаться одним из основных источников нестабильности Тихоокеанской Азии.
Артур Громов