Ракетно-ядерная программа КНДР вызывает серьезную озабоченность не только в Сеуле, но и в Токио. В стремлении защитить себя от возможного ракетного удара обе столицы делают свой выбор в пользу американских систем ПРО. Размещение в регионе этих систем, в свою очередь, не устраивает Москву и Пекин. Об особенностях систем ПРО США и судьбе Aegis Ashore в Японии — в материале ТАСС.
Великолепная четверка
По состоянию на 2018 год ключевыми компонентами национальной противоракетной обороны США являются:
- наземные системы противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО) MIM-104 Patriot;
- наземные комплексы ПРО THAAD;
- корабельные системы ПРО Aegis;
- комплексы ПРО шахтного базирования Ground-based Midcourse Defense (GMD), предназначенные для перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Комплексы THAAD Вашингтон поставил в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и в РК. Что касается корабельных Aegis, помимо США, системы есть на вооружении РК, Японии, Австралии, Испании и Норвегии.
Под эгидой Вашингтона
Название Aegis (переводится на русский как "эгида") берет свое корни в Древней Греции. Согласно мифам бог Зевс и его дочь Афина носили волшебную накидку, обладающую защитными свойствами — эгиду. Согласно замыслу создателей системы, Aegis должна защищать США от баллистических ракет средней и малой дальности подобно накидке, защищавшей греческих богов.
Разработанная Министерством обороны США система ПРО Aegis действует на основе одноименной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) — Aegis Weapon System (AWS).
AWS — сложная многокомпонентная система. Ее основная цель — передача команд на открытие огня по различным целям из имеющихся боевых систем. Впервые AWS был оснащен ракетный крейсер USS Ticonderoga CG-47 в 1983 году. С тех пор система постоянно совершенствовалась и обновлялась.
Ключевыми компонентами современной системы ПРО Aegis являются корабельные противоракеты SM-3 семейства Standard и радиолокационная станция (РЛС) AN/SPY-1. Максимальная дальность SM-3 Block IB составляет 700 км, скорость — 3 км/с. При этом находящаяся на стадии испытаний SM-3 Block IIА обладает намного более внушительными характеристиками — 2,5 тыс. км и 4,5 км/с, соответственно.
Угроза — Aegis Ashore
Как можно понять из названия, Aegis Ashore — "сухопутная" версия системы. Такой комплекс, оснащенный 24 противоракетами SM-3 Block IB, был размещен на юге Румынии в 2016 году. В 2018 году ожидается завершение строительства еще одного такого комплекса в Польше.
О том, что правительство Японии на своем заседании утвердило решение о размещении двух комплексов Aegis Ashore, стало известно в декабре 2017 года. Они будут закуплены в США и обойдутся Токио примерно в 100 млрд иен (около $889 млн) каждый.
Комплексы будут развернуты до конца 2023 года на противоположных концах острова Хонсю: в префектуре Акита на севере и в префектуре Ямагути на юго-западе.
"Эти два района станут кандидатами на размещение установок", — заявил 15 мая министр обороны Японии Ицунори Онодэра.
А в январе Онодэра сказал, что после размещения Aegis Ashore Япония намерена расширить возможности их применения с целью перехвата не только баллистических, но и крылатых ракет.
Соседи недовольны
Ни Москва, ни Пекин не разделяют оптимизма Токио. И на то у них есть две веские причины.
Во-первых, как заявлял заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, противоракетные комплексы Aegis Ashore — "комплексы двойного назначения, из которых могут осуществляться пуски не только противоракет, но и ударных крылатых ракет". Последние запрещены к размещению на суше согласно Договору о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Во-вторых, ракеты SM-3 Block IIА, которые могут быть в перспективе установлены на Aegis Ashore, будут иметь ограниченный потенциал перехвата российских МБР и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Не говоря уже о более совершенных SM-3 Block IIB, которые могут появиться к середине 2020-х годов.
Александр Мосесов