США в стратегии нацбезопасности заявили об угрозе со стороны России и Китая
Составители документа считают, что Москва и Пхеньян "пытаются размыть американскую безопасность и процветание"
ВАШИНГТОН, 18 декабря. /ТАСС/. Россия и Китай бросают вызов влиянию и интересам Соединенных Штатов. Это утверждается в тексте новой редакции стратегии национальной безопасности США, который был обнародован в понедельник Белым домом.
"Китай и Россия бросают вызов мощи, влиянию и интересам Америки, пытаются размыть американскую безопасность и процветание", — считают составители документа.
"Китай и Россия хотят создать мир, прямо противоположный ценностям и интересам США. Китай стремится выдавить США из региона Индийского и Тихого океанов, расширить охват своей экономической модели, движимой государством, а также перекроить устройство региона в свою пользу. Россия стремится восстановить свой статус великой державы и установить сферы влияния близ своих границ", — утверждают авторы стратегии.
Угроза со стороны России
С точки зрения авторов стратегии, Россия применяет "подрывные меры, чтобы понизить степень доверия к приверженности Америки Европе, подорвать трансатлантическое единство и ослабить европейские институты и правительства". Составители обновленной стратегии обвиняют Россию во "вторжении в Грузию и на Украину".
По их мнению, РФ демонстрирует "готовность нарушать суверенитет стран региона". Россия также "продолжает запугивать соседей угрожающим поведением", в том числе с демонстрацией своих ядерных вооружений и передовым развертыванием сил и средств, полагает администрация США.
Отмечается, что амбиции России и ее военные возможности создают "нестабильный рубеж" в Евразии, где риски вооруженного конфликта растут якобы из-за просчетов Москвы. "Путем [применения] современных форм подрывных тактик Россия вмешивается во внутриполитические дела стран по всему миру. Комбинация российских амбиций и растущих военных возможностей создает нестабильный рубеж в Евразии, где риск возникновения конфликта растет из-за просчетов России", - утверждается в документе.
Разногласия с Китаем
Отдельно в документе отмечается проблема незаконного присваивания другими государствами интеллектуальной собственности американских компаний, в чем президент Соединенных Штатов Дональд Трамп обвиняет Китай.
В августе Трамп поручил представителю Соединенных Штатов на торговых переговорах Роберту Лайтхайзеру выяснить, следует ли инициировать расследование по вопросу предположительного нарушения Китаем интеллектуальных прав американских компаний. Если Лайтхайзер сочтет необходимым проведение расследования в отношении методов торговли Китая и оно будет запущено, то результатом может стать введение определенных рестрикций в отношении Китая, обсуждение возможной выплаты им компенсации США или устранение того или иного торгового барьера или практики.
"Каждый год конкуренты, такие как Китай, похищают американскую интеллектуальную собственность, которая оценивается в сотни миллиардов долларов. Похищение запатентованных технологий и идей на ранних стадиях реализации позволяет конкурентам нечестным образом использовать инновации свободных обществ", — говорится в стратегии.
Для пресечения таких нарушений США ставят целью ужесточить законодательство по защите прав интеллектуальной собственности, усложнить процедуру оформления виз, а также модернизировать возможности в сфере защиты данных.
Возможности для сотрудничества
Согласно стратегии, США все-таки готовы к сотрудничеству с Россией и Китаем, невзирая на возникающие противоречия. Авторы стратегии заявляют, что намерения России и Китая "не обязательно неизменны". В стратегии также говорится, что развертывание противоракетной обороны США "не подорвет стратегические отношения с Россией и Китаем". "Система ПРО не преследует цель подорвать стратегическую стабильность или долгосрочные стратегические отношения с Россией или Китаем", — отмечается в документе.
"Соединенные Штаты готовы сотрудничать с обоими государствами во всех областях, представляющих взаимный интерес", — указывается в документе.
Представляя стратегию в понедельник, Трамп обратил внимание на удачный пример взаимодействия разведслужб РФ и США для предотвращения теракта в Санкт-Петербурге, в результате которого, по словам американского лидера, "могли погибнуть тысячи людей".
"Мы попытаемся установить успешное партнерство с другими странами, но таким образом, чтобы защищать наши национальные интересы. В качестве примера можно привести телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которого он поблагодарил нашу страну за разведданные, предоставленные ЦРУ для предотвращения масштабной террористической атаки, планировавшейся в Санкт-Петербурге", — сказал президент Соединенных Штатов.
Борьба с терроризмом
Террористы и международные преступные организации называются в новой стратегии "главными транснациональными угрозами" США.
"Джихадистские террористические организации представляют наиболее серьезную террористическую угрозу для страны. Террористы используют виртуальные и физические сети по всему миру с тем, чтобы радикализовать изолированных лиц, использовать в своих интересах населения уязвимых стран, а также с тем, чтобы организовывать планы [совершения атак]", — говорится в документе. В нем подчеркивается, что "даже после разгрома террористических группировок "Исламское государство" (ИГ) и "Аль-Каида" (обе запрещены в РФ) в Сирии и Ираке угроза от джихадистов сохранится".
В документе отмечается, что США "активизируют обмен разведданными внутри стран и с зарубежными партнерами".
"Американские военные и другие ведомства предпримут непосредственные действия против террористических сетей и будут преследовать террористов, которые угрожают нашей родине и американским гражданам независимо от того, где они находятся", — говорится в стратегии.
Относительно международных преступных группировок, в документе, в частности, указывается на необходимость выделять больше ресурсов на их разгром.
Ситуация вокруг Ирана
"Иран поддерживает террористические группировки и публично призывает к нашему уничтожению. Иранский режим финансирует терроризм во всем мире, — говорится в документе. — Мы противостоим угрозе, которую представляет диктатура в Иране". США считают, что Тегеран "дестабилизирует регион, угрожает американцам и союзникам США, а также грубо и жестоко обращается со своим собственным народом".
Авторы стратегии напоминают, что Вашингтон "развертывает многоуровневую систему противоракетной обороны", направленную против КНДР и Ирана, с "целью защиты США от ракетных атак". Они считают, что Исламская Республика "разрабатывает более эффективные баллистические ракеты и располагает потенциалом по возобновлению работы над ядерным оружием, которое может угрожать Соединенным Штатам и их партнерам".
В документе указано, что Вашингтон "сотрудничает с союзниками и партнерами в целях сдерживания и пресечения [деятельности]" таких террористических "иранских группировок, как ливанская "Хезболлах".
"Мы работаем с партнерами с целью нейтрализовать враждебную деятельность Ирана в регионе", — указано в стратегии.
Угроза со стороны КНДР
Власти КНДР стремятся убить миллионы американцев с помощью ядерного оружия, утверждается в стратегии. "Северная Корея изыскивает потенциал для убийства миллионов американцев с помощью ядерного оружия. Мы сплотим мировое сообщество против "режима-изгоя" Северной Кореи", — говорится в документе.
В нем указывается на рост количества ракет в мире, наращивание их потенциала и увеличения дальности полета. Данная ситуация приводит к тому, что "такие государства, как Северная Корея, могут использовать ядерное оружие против Соединенных Штатов", считают в Белом доме. В стратегии подчеркивается, что Пхеньян "ускоряет разработку своих ядерных, кибернетических и ракетных программ".
"Стремление Северной Кореи [заполучить] такие типы вооружений представляет собой глобальную угрозу, требующую глобальных ответных мер", — отмечается в документе. "Продолжающиеся провокации Северной Кореи заставляют соседние страны и Соединенные Штаты еще больше усиливать" уровень безопасности и "принимать дополнительные меры для самозащиты", подчеркивается в стратегии.
В Белом доме считают, что обладающая ядерным оружием КНДР может стать причиной "распространения самого разрушительного в мире оружия" в регионе и за его пределами. В документе подчеркивается "критическая важность союзников США в деле реагирования на такие общие угрозы, как КНДР". "Мы по-прежнему готовы реагировать превосходящей силой на северокорейскую агрессию и улучшаем возможности, чтобы добиться денуклеаризации [Корейского] полуострова", — говорится в документе.
"Доступ к [высоким] технологиям повышает возможности и в то же время придает храбрости слабым странам. Северная Корея — государство, которое мучает голодом собственный народ, - потратила сотни миллионов долларов на ядерное, химическое и биологическое оружие, которое может угрожать нашей родине", — также отмечает американская сторона.
Кроме того, в стратегии говорится, что химическое и биологическое оружие Пхеньяна может "быть доставлено при помощи ракет". "Северная Корея управляется безжалостной диктатурой, которая не уважает права человека. На протяжении более 25 лет она занималась разработкой ядерного оружия и баллистических ракет в нарушение всех своих обязательств. Сегодня эти ракеты и оружие угрожают Соединенным Штатам и нашим союзникам", — говорится в документе.
"Мы будем работать с союзниками и партнерами для достижения полной, поддающейся проверке и необратимой денуклеаризации Корейского полуострова и сохранения режима нераспространения в Северо-Восточной Азии", — указали в Белом доме.
Развертывание ПРО
Как подчеркивается в документе, "США разворачивают многоуровневую систему ПРО, предназначенную для защиты страны от ракетных атак со стороны Северной Кореи и Ирана".
Администрация президента Дональда Трампа запросила у Конгресса США на 2018 финансовый год, начавшийся 1 октября, $12,3 млрд на дальнейшее развитие системы ПРО. На разработку противоракетного "щита" с 1983 года США, по оценкам американских экспертов, уже израсходовали почти $190 млрд.
Хранение ядерного оружия
США также планируют сохранять свои тактические ядерные боезаряды за рубежом и все составляющие атомной триады — межконтинентальные баллистические ракеты, стратегические бомбардировщики и подводные крейсеры.
"США должны сохранять заслуживающие доверия средства сдерживания, обеспеченные нашей ядерной триадой, а также ядерными средствами театра военных действий", — говорится в документе. При этом в нем утверждается, что для поддержания американского потенциала ядерного сдерживания требуются "существенные инвестиции". "Мы модернизируем свой ядерный комплекс, чтобы гарантировать, что у нас есть научный, инженерный и производственный потенциал, необходимый для сохранения эффективной и безопасной ядерной триады и ответа на будущие угрозы национальной безопасности", — подчеркивает администрация США.
Американцам не нужно сопоставлять свой ядерный арсенал с другими государствами, но он должен быть в состоянии осуществлять сдерживание противников, говорится в стратегии.
"США будут поддерживать структуру ядерных сил, которая отвечает существующим потребностям и устраняет непредвиденные риски", — отмечается в документе.
"Соединенные Штаты не нуждаются в сопоставлении [своего ядерного арсенала] с ядерными арсеналами других государств, однако мы должны иметь такой арсенал, который позволяет осуществлять сдерживание противников, обеспечивать [безопасность] союзников и партнеров, а также добиваться целей США в том случае, если сдерживание провалится", — говорится в стратегии.
США готовы обсуждать заключение новых соглашений о контроле за вооружениями, но только при условии пристального наблюдения за их выполнением, отмечается в документе.
Вашингтон в целях избежания возможных "просчетов" намерен контактировать с другими государствами для выстраивания "предсказуемых отношений" и снижения риска в ядерной сфере. "Мы рассмотрим новые соглашения по контролю за вооружениями, но только если они способствуют стратегической стабильности и если их выполнение можно будет подтвердить", — сказано в документе.
В тексте также подчеркивается, что Соединенные Штаты "не позволят противникам использовать угрозу ядерной эскалации" или путем "безответственного поведения" оказывать давление на самих США, их союзников и партнеров.
Наращивание сил на восточном фланге НАТО
В стратегии также говорится, что Соединенные Штаты продолжат наращивать оборонные возможности на восточном фланге НАТО, а также способствовать укреплению там обороны союзников.
"Мы будем продолжать укреплять сдерживание и оборону на восточном фланге НАТО, а также стимулировать усилия союзников и партнеров на передовой линии по укреплению обороны. Мы будем работать с НАТО для усовершенствования комплексных возможностей в области авиации и противоракетной обороны для противодействия существующим и прогнозируемым ракетным угрозам, в частности, исходящих от Ирана", — говорится в документе.
"Мы будем укреплять взаимодействие [с союзниками по НАТО] в сфере борьбы против терроризма и в сфере кибербезопасности", — также отмечается в нем.
ВВП как грозное оружие
Говорится в стратегии и о внутренних угрозах стабильности Соединенных Штатов. Представляя в понедельник документ, Трамп назвал высокий рост ВВП США одним из самых грозных видов оружия страны. По его словам, вашингтонская администрация "держит свои обещания и проводит процесс либерализации американской экономики", темпы роста которой уже "превышают 3% два квартала подряд". Он также в очередной раз указал на то, что уровень безработицы является на сегодняшний день самым низким за последние 17 лет, а "фондовый рынок находится на высочайшей за все время отметке и совсем недавно вновь установил рекорд".
Экономике в обнародованном в понедельник документе уделяется особое внимание. "Сильная экономика позволяет защитить американский народ, поддерживать наш образ жизни, а также подкреплять власть США", — говорится в первом же предложении раздела "Содействие американскому процветанию".
В контексте торговли и экономических отношений нынешняя администрация ставит целью "принять новые торговые и инвестиционные соглашения и модернизировать существующие", "бороться с нечестными торговыми практиками", "бороться с коррупцией за рубежом", "работать с партнерами со схожими подходами" и "содействовать [формированию] новых рыночных условий".
"Один за всех..."
Вскоре после представления Трампом стратегии национальной безопасности свое слово сказали ключевые члены администрации. В частности, госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что Госдепартамент будет тесно сотрудничать с другими американскими правительственными ведомствами, а также союзниками за рубежом в целях реализации новой стратегии "для защиты американцев, создания новых экономических возможностей, продвижения интересов и демократических принципов" США.
В заявлении министра финансов Стивена Мнучина отмечается, что минфин США намерен применять экономические санкции при реализации новой стратегии. "Мы будем применять наши мощные финансовые санкции и другие инструменты для противодействия режимам-изгоям, террористам и тем, кто угрожает американским идеалам", — сказал министр.
Наконец, постоянный представитель США при ООН Никки Хейли назвала документ "всеобъемлющей, сильной и принципиальной дорожной картой, призванной обезопасить Америку и защитить интересы США в мире". По ее словам, Трамп "скорректировал курс от более слабых стратегий прошлого, обезопасив границы, усилив оборонный потенциал, улучшив экономику, предотвратив распространение оружия массового уничтожения и остановив террористов и хакеров от нападений на народ, инфраструктуру и цифровые сети" США.
Стратегии Обамы и Буша
Согласно закону о реорганизации министерства обороны США от 1986 года (Акт Голдуотера — Николса), президент США должен предоставлять стратегию Конгрессу ежегодно. На деле это происходит намного реже.
За последние 17 лет было издано шесть таких документов. Один (2000 год) — при Билле Клинтоне, два (2002 и 2006 годы) — при Джордже Буше-младшем, два (2010 и 2015 годы) — при Бараке Обаме и один (2017 год) — при Дональде Трампе.
Каждая из этих стратегий отражает не только политические взгляды разных администраций Белого дома, но и ключевые угрозы национальной безопасности американского государства. Так, при Буше-младшем основной упор в стратегии был сделан на концепции превентивной войны и предоставлении иностранной помощи государствам, стремившимся к демократии. В ней также говорилось о построении "новых стратегических взаимоотношений" с Россией и о необходимости мобилизации всех сил для борьбы с международным терроризмом.
В стратегии Буша от 2006 года говорилось о том, что "цветные революции" в Грузии, Украине и Кыргызстане принесли новую надежду на свободу на евразийской земле". Россия в ней хоть и не упоминается в негативном ключе, но в стратегии говорится о "недавних тенденциях, к сожалению, к указывающих на уменьшение приверженности демократическим свободам и институтам".
Демократ Барак Обама в своих стратегиях приоритетными проблемами считал изменение климата на планете (в стратегии Трампа эта проблема и вовсе не упоминается) и ядерное нераспространение. Примечательно также, что, в отличие от стратегий Буша и Трампа, в стратегии Обамы не упоминались такие словосочетания, как "исламский экстремизм" и "мусульманский фундаментализм".