ВАРШАВА, 10 января. /ТАСС/. Польская правительственная подкомиссия, повторно расследующая обстоятельства авиакатастрофы польского президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском, вновь заявила о том, что на борту лайнера произошел взрыв. Об этом сообщила в среду пресс-секретарь подкомиссии Марта Палонек.
"10 января во время пленарного заседания подкомиссии по повторному расследованию авиакатастрофы международный эксперт в сфере исследования авиапроисшествий Франк Тейлор после ознакомления с материалами дела констатировал, что левое крыло самолета Ту-154М было разрушено в результате произошедшего внутри взрыва", - информировала пресс-секретарь, чьи слова приводятся на официальном сайте подкомиссии.
По ее утверждению, "существовало два источника взрыва": в крыле и центральной стойке, что якобы "подтверждается анализом механизма столкновения дверей с землей". Кроме этого, береза, с которой столкнулся лайнер, "не оказала влияния на первоначальное разрушение крыла", считает эксперт Тейлор.
"Эти выводы были приняты членами подкомиссии и представляют собой один из ключевых выводов технического отчета", - указано в сообщении.
"Блеф и несуразица"
В декабре 2017 года во время большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин в очередной раз опроверг домыслы о якобы имевшем место взрыве на борту самолета, назвав такие заявления блефом, чушью и несуразицей. Он обратил внимание на то, что если польская сторона стремится усмотреть в числе причин катастрофы взрыв, им следует прежде всего проводить проверки по поиску взрывчатых веществ на своей территории, откуда и вылетел в последний рейс президентский борт.
Путин напомнил об итогах расследования экспертов и с польской стороны, и с российской, и о том, что версия взрыва не нашла подтверждения. В связи с этим он призвал Варшаву относиться к этому как к трагедии и не строить каких-то политических домыслов, которые осложняют российско-польские отношения. По его словам, связи двух стран важнее, чем текущая внутриполитическая борьба в Польше между различными силами, которые используют в этой борьбе какой-нибудь антироссийский фактор.
Катастрофа и ее расследование
10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившихся на борту, в том числе глава республики Лех Качиньский.
В 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной произошедшего было "снижение (самолета) ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг". В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.
С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость". После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию по расследованию авиационных происшествий.
Версия о взрыве
Подкомиссия, подводя в апреле 2017 года итоги своей работы, уже утверждала, что на борту самолета произошел взрыв. Ранее никакие экспертизы и исследования не подтвердили гипотезу о вероятности взрыва на борту Ту-154М, о чем неоднократно заявляла в том числе польская прокуратура.
Бывший глава правительственной комиссии по расследованию авиапроисшествий Мачей Ласек, участвовавший в 2010-2011 годах в выяснении причин трагедии, назвал версию о взрыве пропагандой и "фантазией людей, которые никогда не расследовали авиационных инцидентов".
"Фантазиями без каких-либо доказательств" назвал версию о взрыве на борту Ту-154М и польский астрофизик Павел Артымович. По его словам, "настоящие эксперты уже выяснили, что никакого взрыва не было".