1 февраля 2018, 11:05

"Тронная речь" Трампа не прояснила внешнюю политику США

Президент США Дональд Трамп. REUTERS/ Win McNamee/ Pool
Президент США Дональд Трамп

В своем послании глава Белого дома упомянул Россию только один раз, назвав ее соперником, бросающим вызов американским интересам

Внешнеполитическая доктрина американского лидера Дональда Трампа до недавних пор исчерпывалась словами America First ("Первым делом - Америка"). В ходе недавней поездки президента США в Давос в ней появилось уточнение о том, что "первенство не означает одиночества" Вашингтона на международной арене. То есть что США по-прежнему не прочь верховодить в компании единомышленников, готовых следовать в их фарватере.

Давосское выступление многими воспринималось, как пролог к первой "тронной речи" Трампа - посланию Конгрессу США "О положении страны". Но и после оглашения этого послания ясности с внешней политикой действующего президента-республиканца не прибавилось. Разве что укрепилось впечатление, что в целом она для него отнюдь не на первом месте и относится он к ней скорее не доктринерски, а прагматично, как бизнесмен. Кстати, и профильная справка Белого дома открывалась констатацией того, что во внешний мир проецируется "сила и уверенность Америки у себя дома" и что "экономическая безопасность есть национальная безопасность".

Упоминание России

Само послание Трамп зачитывал 1 час 20 минут. Дольше за последние полвека в подобных обстоятельствах пару раз ораторствовал только Билл Клинтон. Но внешнеполитическая часть нынешней речи занимала лишь примерно четверть от ее общего объема.

Трамп сразу заявил, что на международной арене США противостоят "режимы-изгои, террористические группировки и такие соперники, как Китай и Россия, бросающие вызов" американским "интересам, экономике и ценностям". По его словам, Вашингтон "в противостоянии этим ужасным опасностям" исходит из того, что "слабость - самый верный путь к конфликту, а несравненная мощь - самое надежное средство по-настоящему прочной обороны". Это, конечно, парафраз известного постулата о "мире с позиции силы", которым глава нынешней американской администрации охотно пользуется, но автором которого считаться никак не может.

Больше Россия ни в послании, ни в упомянутой справке Белого дома не упоминалась. И сразу после выступления политическая оппозиция и близкие к ней СМИ в США обрушились на президента за то, что тот "игнорирует российскую атаку на нашу [американскую] демократию". Эту формулировку вынесла в заголовок своего заявления для печати либеральная НПО Common Cause ("Общее дело").

Естественно, имелись в виду домыслы о том, будто Россия вмешивалась в 2016 году в предвыборные политические процессы в США на стороне Трампа. Убедительных доказательств такого вмешательства не было и нет; но нет и ни малейших сомнений в том, что оппозиционеры-демократы не слезут с этой "дохлой лошади", как на американском политическом жаргоне принято именовать подобные сюжеты, как минимум до промежуточных всеобщих выборов 2018 года. Официально оппонировавший посланию Трампа представитель Демократической партии США конгрессмен Джозеф Кеннеди, рисуя собственную картину положения дел в стране, утверждал, будто Россия "по колено" забрела в глубь "американской демократии".

Накануне либеральная пресса США также пеняла действующей администрации еще и за то, что та вопреки требованиям Конгресса "спасовала" и воздержалась от ужесточения санкций против России. Газета The New York Times - в редакционной статье утверждала, что, благодаря Трампу, Кремлю сходит с рук "издевательство над американской демократией".

Политические подтасовки

В своем послании президент США призвал законодателей "положить конец опасному секвестированию оборонного бюджета" и восстановить "полное финансирование" Пентагона. В частности, по его убеждению, США "должны модернизировать и заново отстроить свой ядерный арсенал" - с тем, чтобы иметь возможность "сдерживать любые акты агрессии со стороны любой другой державы или кого-либо еще". Кого еще можно сдерживать с помощью ядерной триады, не уточнялось.

Заодно Трамп дал понять, что не верит в перспективу полного ядерного разоружения. "Возможно, когда-то в будущем и наступит такой волшебный миг, когда страны мира соберутся вместе для ликвидации своих ядерных вооружений, - сказал он. - К сожалению, пока мы до этого не дошли. Как это ни грустно".

Перейдя к теме борьбы с международным терроризмом, глава Белого дома напомнил, что в 2017 году обещал стереть с лица земли "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ - прим. ТАСС). Теперь он "с гордостью доложил", что "коалиция по борьбе с ИГ почти ровно на 100% освободила территории, которые до совсем недавних пор удерживались этими убийцами в Ираке, Сирии и других местах".

Слова были встречены аплодисментами. Но задним числом по меньшей мере одна крупная газета - либеральная калифорнийская Los Angeles Times - все же уличила своего президента в политических приписках. "Как обычно, он преувеличивал свои заслуги", - констатировала она, приведя ту же цитату.

Хотя и сама все же не уточнила, что реально разгромили ИГ в Сирии правительственные войска этой страны при поддержке российских ВКС. Кстати, это отнюдь не единственная подтасовка, обнаруженная в президентском послании. По словам специалистов, фактологической проверки не выдерживают и многие другие утверждения Трампа - например, о том, что при нем проведены "крупнейшие в американской истории сокращения налогов и налоговая реформа", что США являются теперь на мировых рынках чистым экспортером энергоресурсов. Перечисляя "выигравших" и "проигравших" по итогам послания, газета The Washington Post в числе проигравших на первое место ставит "правду".

Как бы то ни было, в контртеррористическом контексте Трамп объявил, что решил не закрывать тюрьму под открытым небом на базе ВМС США в Гуантанамо (Куба). Правозащитники из Американского союза защиты гражданских свобод ему потом напомнили, что для США это "катастрофа и по национальной безопасности, и по правам человека". По их словам, нынешнее содержание в Гуантанамо 41 заключенного обходится американским налогоплательщикам в $445 млн в год.

Наконец, Трамп в своем послании обещал сохранять нажим на Иран, Кубу и Венесуэлу, а особенно - на КНДР, которая, по его словам, "может очень скоро [начать] грозить национальной территории" США "ядерными ракетами". Напомнив о том, как страны мира недавно голосовали в ООН против "суверенного права Америки" перенести свое посольство в Израиле в Иерусалим, хозяин Белого дома призвал законодателей "позаботиться о том, чтобы американская помощь впредь всегда направлялась только друзьям, а не врагам Америки".

Друзья Трампа

Вообще-то в подобных установочных речах положено прежде всего отдавать должное традиционным союзникам и партнерам. Но кто теперь друзья Трампа? Иностранные лидеры, к которым он относится с симпатией, у вашингтонского истеблишмента не в чести.

О НАТО же, например, в послании даже не упоминалось. А в справке Белого дома альянсу была посвящена буквально одна фраза, и та не особо для него приятная: "Наш президент вливает в НАТО новую жизнь, успешно подталкивая наших партнеров к тому, чтобы те выполняли свои обязательства по части военных расходов и несли свою долю тягот, связанных с коллективной обороной".

Союзники, надо сказать, не остаются в долгу. Германский фонд Маршалла в Вашингтоне распространил комментарий "Дипломатические инициативы Трампа изолируют Соединенные Штаты". Текст, написанный директором парижского представительства фонда, был ранее напечатан во французской Le Monde.

Наблюдатели, интересующиеся формированием внешнеполитической доктрины действующего президента США, предполагали, что в послании Конгрессу он разовьет концепцию национального суверенитета, лежавшую в основе его прошлогоднего выступления на Генеральной Ассамблее ООН. Этого, однако, не произошло, и даже сам термин, который в интерпретации политологов постепенно стал кодовым обозначением изоляционистского националистического уклона во взглядах нынешнего руководства США, в речи практически не звучал. Другое дело, что совсем недавно в Давосе Трамп подчеркивал, что он, "как и руководитель любой другой страны", вправе ставить превыше всего ее национальные интересы.

На этом фоне отсутствие в послании идеологических маркеров, которые были присущи вашингтонской риторике при предшественниках нынешнего президента, выглядит скорее закономерным. В речи почти не было патетических рассуждений об американском лидерстве, ценностях и идеалах. Почти - из-за того, что в подобных текстах американских политиков практически неизбежна ода свободе. И у Трампа она тоже прозвучала - в самом конце послания.

Призывы к единству

Еще одним вечным лейтмотивом подобных выступлений являются призывы к национальному единству, объединению сил для решения общих задач. Адресуются они и разным ветвям власти, и обеим ведущим партиям, и народу в целом.

И у Трампа они тоже присутствовали. Та же либеральная Los Angeles Times признавала, что в послании имелись привлекательные для демократов инициативы - например, по развитию инфраструктуры, по законодательному закреплению оплачиваемых отпусков, по социальной реинтеграции заключенных, по снижению цен на лекарства. Всего этого богатейшей стране мира пока явно недостает. Хотя, например, по числу заключенных она давно и прочно удерживает незавидную пальму первенства и в абсолютных цифрах (свыше 2,2 млн человек по данным за 2013 год), и по сравнительным показателям.

Но политические противники действующего президента США готовности к компромиссу не проявляют. При освещении послания новостные телеканалы CNN и MSNBC единодушно сравнивали Трампа с Ричардом Никсоном в преддверии импичмента. The Washington Post сначала собиралась напечатать отчет о выступлении под баннером "Призыв к двухпартийности" и сообщила об этом в Twitter, но это вызвало негодование ее либеральной аудитории, и заголовок тут же поменяли.

А член Конгресса США афроамериканка Гвендолин Мур написала и разослала в СМИ, включая ТАСС, комментарий под заголовком: "Да, положение нашей страны прочное. Это подтверждается мощью сопротивления повестке дня Дональда Трампа".

Так что легкой и спокойной политической жизни в Вашингтоне не предвидится. Очередной рубеж - 8 февраля, когда у правительства вновь окончится бюджетное финансирование. По свидетельству газеты Politico, шансы на то, что республиканцы и демократы в Конгрессе сумеют достичь долгосрочной договоренности, "выглядят все более сомнительными".

Андрей Шитов