Власти Венесуэлы приступили ко второй с 2008 года деноминации национальной валюты. В охваченной кризисом стране с купюр убирают пять нулей, одновременно привязывая новый — суверенный — боливар к венесуэльской криптовалюте петро. Стоимость одной ее единицы приравнена к цене барреля добываемой в Боливарианской Республике нефти и составляет порядка $60.
"Мы нашли революционную формулу, которая первостепенное значение уделяет труду как центру для общей перебалансировки общества, основанной на производстве [материальных] благ и выплате зарплаты, — написал в понедельник в своем Twitter глава южноамериканского государства Николас Мадуро. — Она позволит нам раз и навсегда покончить с извращенной моделью, которая привязала цены в стране к доллару".
Вице-президент республики Дельси Родригес указала, что банковская система быстро адаптируется к изменениям. По ее словам, в понедельник, несмотря на то, что это был в Венесуэле выходной день, активность наблюдалась более чем на 90% электронных платформ как государственных, так и частных банков.
Уже во вторник власти и представители агропромышленного сектора подпишут соглашение о фиксировании стоимости 25 базовых товаров в условиях деноминации. Таким образом власти намерены найти равновесие между покупательной способностью венесуэльцев и ценами на товары, которые, как считает Мадуро, были "незаконно привязаны к доллару".
Реакция бизнеса
В конце июня минимальный гарантированный доход работающего венесуэльца с учетом средств, выделяемых на приобретение продовольственных товаров, по решению властей был в очередной раз повышен — до 5,2 млн боливаров. Для сравнения, за $1 на черном рынке в настоящее время предлагают почти 60 суверенных боливаров — около 6 млн дореформенных.
Перед тем как приступить к реализации денежной реформы, Мадуро объявил о новом повышении минимального дохода, уже в 35 раз — до 1800 суверенных боливаров (180 млн по старому курсу), или 0,5 петро, и привязке его к криптовалюте. Подчиниться новым требованиям придется всем венесуэльским компаниям, в том числе частным.
Представители оставшегося в стране бизнеса недвусмысленно отреагировали на действия властей. "Производственному сектору угрожает серьезный риск краха из-за того, как они (решения правительства — прим. ТАСС) воплощаются в жизнь, — сказал в понедельник на пресс-конференции председатель Федерации торгово-промышленных палат и ассоциаций Венесуэлы Карлос Ларрасабаль. — Увеличить зарплаты, даже с учетом необходимости такого шага, на 3500% совершенно невозможно для экономики, погрузившейся в глубокую депрессию. Не существует уровня экономической активности или денежного потока у компаний, которые позволили бы обеспечить такое повышение".
По мнению Ларрасабаля, власти "сомневаются в том, что принятые ими меры по борьбе с инфляцией окажутся эффективными, и повторяют ошибки, которые уже негативно отразились на производстве и предложении необходимых потребителям товаров".
Гиперинфляция и миллионы эмигрантов
Венесуэла переживает острый социально-экономический кризис, сопровождающийся стремительным ростом цен и девальвацией национальной валюты. Согласно последним оценкам парламентского комитета по финансам, в июле инфляция в годовом исчислении составила почти 83 000%. МВФ прогнозирует, что инфляция в Венесуэле достигнет 1 000 000% к концу года. Официальные данные о росте цен в стране не публикуются уже несколько лет.
Тяжелая ситуация стала одной из главных причин массовой эмиграции венесуэльцев. Согласно последним данным ООН, из Боливарианской Республики уехали порядка 2,3 млн человек, в основном в Колумбию, Эквадор, Перу и Бразилию.
Из-за наплыва мигрантов власти Эквадора и Перу в этом месяце ужесточили правила пересечения границ: теперь для въезда венесуэльцам нужно будет предъявлять паспорт, а не национальное удостоверение личности, как раньше. По приблизительным оценкам, с начала этого года в Эквадор прибыли свыше 540 тыс. венесуэльцев, а в Колумбию — более миллиона с начала 2017 года. Если принятые властями меры по изменению экономической ситуации не возымеют успеха, то число покидающих родину венесуэльцев будет расти.
Иван Валюк