Президент Турции Тайип Эрдоган, выступая во вторник в стенах парламента, заявил, что совершенное на территории генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле убийство журналиста Джамаля Хашкаджи было тщательно спланированным преступлением. В качестве обоснования своего утверждения глава турецкого государства упомянул тот факт, что за день до гибели журналиста, работавшего на американскую газету The Washington Post, "в Стамбул прибыли три группы саудовских подданных", в числе которых были "силовики, разведчики и судмедэксперты".
Эрдоган также призвал власти Саудовской Аравии откровенно ответить на все вопросы, возникающие по поводу смерти Хашкаджи, и предложил, чтобы судебный процесс над подозреваемыми в убийстве журналиста, был проведен в Турции.
Несколькими днями ранее власти королевства после почти трех недель молчания и недомолвок неохотно признали, что Хашкаджи был убит в результате конфликта в генконсульстве, куда он обратился для оформления документов. В Эр-Рияде заверили, что руководство страны, с критикой в адрес которого регулярно выступал журналист, не имеет к его смерти никакого отношения, и пообещали примерно наказать виновников его смерти.
Заявление Эрдогана, который, судя по всему, намерен максимально использовать смерть Хашкаджи как козырь во внешнеполитической схватке с Эр-Риядом за лидерство на Ближнем Востоке, не только подрывает официальную версию саудовских властей. Оно и еще и ставит в неловкое положение США и их европейских партнеров, которые, очевидно, предпочли бы списать все происшедшее на "эксцесс исполнителей", лишь бы не испортить отношения с могущественным нефтяным королевством и не отказываться от многомиллиардных контрактов на поставки вооружений в Саудовскую Аравию.
Эр-Рияд в ответе
Смерть Джамаля Хашкаджи (к слову сказать, племянника скончавшегося год назад саудовского бизнесмена Аднана Хашкаджи, нажившего миллиарды на торговле оружием) стала для турецкого лидера удобным поводом для того, чтобы нанести удар по репутации Эр-Рияда. Эрдоган настойчиво добивался того, чтобы турецким следователям разрешили доступ на территорию саудовского генконсульства, а также сумел настоять на том, чтобы власти королевства отозвали генконсула, пытавшегося помешать проведению следственных действий.
Выступлением перед депутатами парламента Эрдоган воспользовался, чтобы расставить все точки над i. По его словам, разработка планов нейтрализации Хашкаджи могла начаться еще 28 сентября, когда журналист обратился в саудовское генконсульство для оформления документов. "Есть сведения, что некоторые сотрудники генконсульства ездили на родину для планирования [убийства]", - сказал Эрдоган.
Он сообщил, что за день до смерти журналиста "в Стамбул прибыли три группы саудовских подданных", среди которых были "силовики, разведчики и судмедэксперты". "2 октября группа из 15 человек прибыла в Стамбул разными рейсами. Часть из этих лиц проследовала в генконсульство и отключила камеры [видеонаблюдения], забрав жесткие диски и стерев записи", - рассказал турецкий лидер.
Он также сообщил, что после убийства "человек с накладной бородой, в очках" пытался выдать себя за Хашкаджи и тем же вечером вылетел в Эр-Рияд. Дипломатично заметив, что "не сомневается в честности саудовского короля", отрицавшего причастность Эр-Рияда к гибели Хашкаджи, Эрдоган тут же заявил: "С этого момента мы ожидаем, что руководство Саудовской Аравии возьмет на себя всю ответственность за произошедшее". Он подчеркнул, что власти Турции "будут следить за развитием ситуации до самого конца" и с нетерпением ожидают ответа на имеющиеся у них вопросы, в частности о том, "кто отдавал приказы" специально прилетевшим в Стамбул людям.
"Убийство произошло в здании генконсульства Саудовской Аравии, однако не стоит забыть, что оно расположено на турецкой земле <...> И отсюда я хочу призвать короля и все руководство Саудовской Аравии: все произошло в Стамбуле, так что я предлагаю судить 18 арестованных [Эр-Риядом] человек в Стамбуле", - заявил президент Турции.
Случайно получилось
Власти Саудовской Аравии поначалу всячески открещивались от любой причастности к исчезновению Хашкаджи, который пришел в генконсульство в Стамбуле за документами, однако обратно так и не вышел. Лишь 20 октября, спустя почти три недели после инцидента, они признали, что журналист стал случайной жертвой конфликта в диппредставительстве, при этом никаких подробностей инцидента они не сообщили.
По одной из версий, гуляющих в СМИ, Хашкаджи погиб в результате удушающего захвата, который к нему применили, когда он устроил скандал и попытался покинуть генконсульство. Согласно другой версии, журналиста допрашивали и даже пытали. Установить более точно обстоятельства его гибели мешает тот факт, что останки Хашкаджи пока не обнаружены. Во вторник, правда, появились сообщения о том, будто фрагменты тела найдены в колодце то ли на территории генконсульства, то ли на территории резиденции генконсула. Впрочем, Эрдоган в своем выступлении в парламенте упомянул, что "тело пока не обнаружено".
Ранее генеральный прокурор Саудовской Аравии шейх Сауд аль-Муаджиб, признав факт смерти Хашкаджи, сообщил о задержании в связи с инцидентом 18 подданных королевства, личности которых не раскрываются. Он также проинформировал об увольнении советника наследного принца генерала Ахмеда Асири, занимавшего высокий пост в разведке, и советника королевской канцелярии в ранге министра Сауда аль-Кахтани.
Кроме того, король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд поручил наследному принцу Мухаммеду бен Сальману Аль Сауду провести реорганизацию разведслужб страны, а министр юстиции королевства пообещал в течение месяца провести независимое расследование убийства Хашкаджи.
Вслед за этим министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр заявил, что "все ответственные за гибель Хашкаджи будут арестованы". "Мы предпримем все необходимые шаги, чтобы не допустить повторения таких инцидентов в будущем", - пообещал также глава МИД.
Двойные стандарты
В позиции Эр-Рияда явственно просматривается стремление свести дело к эксцессу исполнителей, которые просто-напросто проявили излишнее рвение, общаясь с оппозиционно настроенным журналистом. И решимость турецкого президента сделать все для того, чтобы дело не было спущено на тормозах, им, разумеется, не по нраву.
Впрочем, заявления Эрдогана могут прийтись не по вкусу также и лидерам США и европейских стран, которых, судя по всему, вполне устроила бы версия Саудовской Аравии. Накануне выступления президента Турции в парламенте президент США Дональд Трамп в интервью газете USA Today назвал смерть Хашкаджи результатом "заговора, который завел не туда". Трамп сообщил, что обсудил ситуацию с наследным принцем Саудовской Аравии, который заверил, что ни он сам, ни король не причастны к инциденту. Глава американской администрации также добавил, что рассчитывает получить дополнительную информацию "от сотрудников разведки высокого ранга", находящихся в Саудовской Аравии и Турции (по сообщениям СМИ, в Турцию для участия в расследовании отправилась директор ЦРУ Джина Хэспел).
При этом Трамп неоднократно заявлял, что выступает против введения санкций в отношении Саудовской Аравии, поскольку не хочет потерять контракты и инвестиции, которые обеспечивают миллионы рабочих мест в США.
Схожую позицию заняли и в европейских столицах, где решительно осудили убийство журналиста, выразили крайнюю озабоченность, потребовали провести "всеобъемлющее и заслуживающее доверия" расследования и пообещали по итогам этого расследования сформулировать свою оценку. Ни о каких дипломатических демаршах или тем более санкциях и речи не зашло. Лишь в Германии "не исключили возможности" приостановки действия контрактов на поставку вооружений в Саудовскую Аравию.
По сути, лишь бывший глава британского МИД Борис Джонсон призвал власти Великобритании "приготовиться, чтобы ввести санкции против тех, кто причастен к совершению или санкционированию" убийства Хашкаджи. Но Джонсон - отставной министр, да и всего заявления сделаны в рамках борьбы за пост партийного лидера, тогда как находящиеся у власти политики совсем не желают портить отношения с Эр-Риядом.
Не стоит удивляться, что реакция стран Запада, если не считать словесного осуждения, свелась к тому, что представители ряда стран отказались от участия в работе открывшегося во вторник в Эр-Рияде форума "Инвестиционная инициатива будущего". Да и то в качестве мотива некоторые из них предпочли не упоминать дело Хашкаджи, как это сделал главный исполнительный директор французской энергетической компании Electricitе de France (EDF) Жан-Бернард Леви, который не поехал в Эр-Рияд под предлогом "необходимости присутствия на совещании высокопоставленных представителей энергетической отрасли" в Париже.
А глава минфина США Стивен Мнучин тоже отказался было от участия в форуме, но в итоге приехал в Эр-Рияд и провел там с саудовским коллегой переговоры, на которых стороны "подтвердили важность экономического сотрудничества между королевством и США" и обсудили "усиление финансовой и экономической кооперации в рамках двусторонних стратегических отношений". Состоялась также встреча Мнучина с наследным принцем Саудовской Аравии, на которой была подчеркнута "важность американо-саудовского стратегического партнерства" и рассмотрены "возможности усиления кооперации в торговом и инвестиционном секторах", "взаимодействие в борьбе с коррупцией и финансированием терроризма".
В Москве, говоря о деле Хашкаджи, заявляют, что "нужно оперировать только официальной и проверенной информацией". Но взвешенный подход к подобным делам всегда был принципиальной позицией России, чего не скажешь о странах Запада - достаточно вспомнить беспрецедентную шумиху, устроенную ими вокруг "дела Скрипаля".
Причем подобный двойственный подход оказался характерен не только для политиков, не желающих ссориться с нефтяным королевством, но и для западных СМИ, на что указал секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир: "В этой ситуации удивляет сдержанная реакция зарубежных СМИ, здесь нельзя не проводить параллели. Если на секунду представить, что такое произошло бы в российском консульстве, здесь спустили бы всех собак, но мы видим, что это политика двойных стандартов. Из-за "дела Скрипаля" раздули совершенную комедию и цирк, а здесь гибель на территории консульства… Это еще раз к нашему разговору о свободе и независимости СМИ".
Впрочем, стоит все же дождаться окончания расследования, а потом уже оценить, кто и как отреагировал на смерть саудовского журналиста.
Андрей Низамутдинов