"У Хиллари Клинтон было что-то типа "держимся вместе" или какая-то другая чушь", — пошутил 2 апреля Трамп над предвыборным слоганом Stronger Together ("Вместе сильнее") бывшего госсекретаря и экс-кандидата от Демократической партии. Какие слоганы оказывались успешными — в материале ТАСС.
MAGA
Футболки и кепки с этой надписью продавались тысячами как в разгар избирательной кампании Трампа, так и после его победы в ноябре 2016-го. Акроним MAGA — Make America Great Again ("Сделаем Америку великой снова") — не только успешный избирательный слоган. Он превратился в настоящий девиз сторонников 45-го президента Соединенных Штатов, несогласных с внутренней и внешней политикой бывшего хозяина Белого дома Барака Обамы.
У Хиллари Клинтон на выборах 2016-го было два слогана. Stronger Together и I'm With Her ("Я с ней"). Еще никогда в истории США женщина не была так близка к победе на президентских выборах. Но многочисленные скандалы, в которых оказалась замешана бывший госсекретарь и ее соратники, а также особенности американской системы выборщиков привели Клинтон к поражению.
Что касается 2020 года, помимо проверенного слогана MAGA Дональд Трамп будет использовать еще и Keep America Great ("Сохраним Америку великой"). Эта фраза как бы автоматически подразумевает, что администрация Трампа Америку великой уже сделала. Остается лишь сохранять ее такой еще четыре года.
Проблема лишь в том, что далеко не все американцы согласны с такой трактовкой. Усредненный рейтинг одобрения деятельности Трампа, по данным портала FiveThirtyEight, в последние месяцы колебался вокруг отметки 40%.
Yes We Can
За плечами гораздо более популярного предшественника Трампа — Барака Обамы — две успешные президентские кампании. В 2008 году на фоне общего недовольства американцами экономическим кризисом и излишней вовлеченностью в военные конфликты за океаном Обама победил со слоганами Hope ("Надежда"), Change We Can Believe In ("Перемены, в которые мы можем поверить") и Yes We Can! ("Да, мы сможем!").
Так Обама взывал к переменам и воодушевлял американцев, в том числе тех, кто остался без работы или вернулся в США инвалидом из Афганистана или Ирака.
На второй же президентский срок Обама пошел с одним коротким и понятным слоганом Forward ("Вперед"). В 2012 году часть политологов объясняла выбор Обамы его прогрессивным видением роли государства. Ассоциативный ряд других экспертов приводил к сравнению слогана с названием газеты немецких социал-демократов Vorwaerts ("Вперед"), в которой в свое время публиковался сам Фридрих Энгельс.
Попытки очернить девиз первого чернокожего президента и закрепить за ним образ социалиста закончились крахом: скончавшийся в 2018-м сенатор от штата Аризона Джон Маккейн со своим слоганом Country First ("Страна прежде всего") и ставший в 2019-м сенатором от штата Юта Митт Ромни со своим Believe in America ("Верьте в Америку") так и не заручились поддержкой большинства выборщиков.
Yes, America Can
У 43-го президента США Джорджа Буша — младшего было несколько коронных фраз, к которым он обращался во время своих избирательных кампаний. В 2000-м году Буш-младший под слоганом Compassionate conservatism ("Сострадательный консерватизм") одолел, хотя и с трудом, бывшего вице-президента Альберта Гора c его Prosperity for America's Families ("Процветание американским семьям").
Примечательно, что слоганы Буша-младшего 2004 года наводят на мысли о плагиате со стороны Барака Обамы — Moving America Forward ("Двигая Америку вперед") и Yes, America Can ("Да, Америка может").
А слоган 2000 года — Compassionate conservatism — представлял собой философию, в рамках которой проблемы неравенства и бедности должны решаться преимущественно консервативными методами. Самое простое объяснение заключено в древней пословице: "Хочешь накормить человека единожды — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — дай ему удочку".
Слоганы давно минувших дней
Избирательные кампании в США невозможно было себе представить без девизов еще в XIX веке. Среди них великое множество слоганов, понять которые современному человеку вне исторического контекста практически нереально. Тем не менее они пробуждали в американцах глубокие чувства и мотивировали их.
Яркий пример — Tippecanoe and Tyler Too ("Типпекану и Тайлер тоже") девятого президента Уильяма Генри Гаррисона, с которым он победил на выборах 1840 года. Будучи губернатором территории Индиана, 7 ноября 1811 года Гаррисон повел в бой у реки Типпекану сотни американских солдат и одержал победу над вождем индейцев по имени Тенскватава, братом не менее легендарного вождя Текумсе. А в качестве напарника на выборах Гаррисон выбрал Джона Тайлера.
Наконец, были в американской истории и грязные предвыборные лозунги. В 1884-м кандидат от демократов Гровер Кливленд столкнулся с республиканцем Джеймсом Блейном. Удар Блейна оказался ниже пояса — Ma, Ma, Where's my Pa, Gone to the White House, Ha, Ha, Ha ("Мам, мам, где мой папа, отправился в Белый дом, ха-ха-ха"). Так кандидат от республиканцев намекал на внебрачного ребенка Кливленда.
Однако будущий президент не растерялся и ответил своим слоганом: Blaine, Blaine, James G. Blaine, The Continental Liar from the State of Maine ("Блейн, Блейн, Джеймс Дж. Блейн, континентальный лжец из штата Мэн"). Так Кливленд обыграл скандал вокруг переписки, в которой содержались признаки вовлеченности Блейна в коррупционную деятельность в сфере железнодорожного строительства.
Александр Мосесов