Правительственная коалиция консервативной Австрийской народной партии и правой Австрийской партии свободы досрочно распалась под влиянием внешних сил. В Австрии разгорелся острый внутриполитический кризис. В Европейском союзе этот кабинет министров, который пользовался поддержкой большинства австрийцев, был, пожалуй, одним из самых ярких примеров успешного сотрудничества консерваторов и правых. Такое положение дел не могло не быть раздражителем для действующих чиновников в Евросоюзе, критично настроенных по отношению к росту популярности нового поколения правых политиков, выступающих с евроскептических позиций.
Момент для публикации нашумевшей видеозаписи с участием ушедшего в отставку вице-канцлера Австрии Хайнца-Кристиана Штрахе был выбран неслучайно и с целью компрометирующей атаки: за неделю до выборов в Европейский парламент, чтобы ударить по рейтингу правых партий накануне голосования. Распространить скандальную историю помогли авторитетные германские издания Suddeutsche Zeitung и Der Spiegel. Вдобавок политики либерального толка поспешили использовать скандал в собственных интересах, чтобы свести счеты с правыми. Канцлер Австрии Себастьян Курц под давлением общественного мнения был вынужден разорвать коалицию и объявить о досрочных выборах в Национальный совет.
Если об исполнителях провокации против Штрахе и его партии кое-что известно - австрийские СМИ рассказывают историю о частном детективе из Мюнхена, венском адвокате и актрисе, выдававшей себя за племянницу российского олигарха, - то ее заказчики неизвестны. И не стоит удивляться, если все так и останется. Этот вопрос должен, в первую очередь, мучить самих австрийцев. Очевидно одно - политических бенефициаров у этой истории множество.
Германия
Неудовлетворение австрийским правоцентристским правительством с трудом скрывали в Берлине. Правительство Германии вместе с канцлером Ангелой Меркель аналитики часто противопоставляли правительству Австрии во главе с Себастьяном Курцем.
Прежде всего, это связано с их противоположными подходами к решению миграционного кризиса, охватившего Европу в 2015 году. Меркель гостеприимно открыла двери ЕС для беженцев из Ближнего Востока и Африки и неустанно повторяла немцам свой девиз: "Мы справимся". Курц же стал одним из ее главных оппонентов в вопросе миграционной политики. В 2017 году он возглавил правительство Австрии в основном благодаря антимигрантской риторике и образовал коалицию с правыми, чем вызвал недовольство в ФРГ и Евросоюза.
Для Германии Курц является возмутителем спокойствия: он призвал закрыть границы ЕС от нелегальных мигрантов, отправлять их обратно в Африку, обязал приезжих учить немецкий язык, пообещал отказывать в социальном пособии беженцам за нарушение австрийских законов. За это либеральные германские средства массовой информации его невзлюбили, а немцы наоборот полюбили. Курц стал новой звездой на политическом небосклоне ЕС, в то время как рейтинг Меркель начал падать на фоне роста популярности германских правых.
Евросоюз
В 2017 году Курц стал самым молодым главой правительства в мире. Он не просто взялся претворять в жизнь назревшие реформы, но и начал демонстрировать независимую позицию Вены на уровне ЕС. В частности, заявил о необходимости ограничения полномочий Еврокомиссии в сфере государственного регулирования в странах - участницах сообщества, сокращении числа еврокомиссаров, а также первым заговорил о важности смены поколений на руководящих постах в Евросоюзе. Символичной в этом смысле была первая встреча Курца со старожилом европейской политики Жан-Клодом Юнкером, с которым он отказался целоваться, а только сухо пожал ему руку.
Канцлер Австрии олицетворяет современное поколение эффективных управленцев. И рядом с ним оказался нелюбимый евробюрократами младший партнер по коалиции в правительстве - Австрийская партия свободы и ее уже бывший лидер Хайнц-Кристиан Штрахе.
О выгоде скандала вокруг Штрахе для истеблишмента в Брюсселе косвенно говорит де-факто одобрение произошедшего все тем же главой Еврокомиссии Юнкером. Комментируя внутриполитический кризис в Австрии, он заявил о необходимости использования этой ситуации для "предотвращения угрозы правого крена" в Европе. "Я никогда не даю советы главам правительств, но мой совет был бы таков, что он [Курц] должен ко мне всегда внимательно прислушиваться", - сказал Юнкер, намекая на коалицию канцлера Австрии с правыми.
США
Австрия при Курце продемонстрировала готовность взять на себя лидирующую роль в ЕС по налаживанию отношений между Западом и Россией. В период обострения отношений между ЕС и РФ из-за украинского кризиса Вена выступила с призывом к сохранению диалога с Москвой. Представители австрийского руководства посещают Россию и настаивают на том, что без Москвы невозможно решать современные международные проблемы, отвечая таким образом на деструктивную позицию США.
Стремление к отмене антироссийских санкций даже вписали в программу правительства Австрии до 2022 года. Это было сделано благодаря усилиям Австрийской партии свободы, что, несомненно, вызывало неудовлетворение в Брюсселе и Вашингтоне. Курц лично не раз заявлял о поддержке развития отношений Австрии и России, а правая Австрийская партия свободы вообще в 2016 году заключила соглашение о совместных консультациях с "Единой Россией". Все это вызывало резку критику со стороны оппонентов этого правительства внутри страны и за рубежом, которые то и дело пытались разыгрывать "российскую карту" в медийном пространстве в попытках разрушить работу коалиции.
Еще в октябре 2018 года американское посольство в Вене распространило директиву Госдепартамента по внешнеполитическому курсу по отношению к Австрии, в которой говорилось о необходимости противостояния укреплению российско-австрийских связей. Так, в документе признается факт, что американская дипломатия уступает успехам России на австрийском направлении, поэтому указывалось на важность возвращения Австрии "под контроль" США.
Успехи и крах коалиции
Консервативная Австрийская народная партия канцлера Курца и правая Австрийская партия свободы вице-канцлера Штрахе за время правления с декабря 2017 года выполнили многие предвыборные обещания и находили общий язык. За полтора года партнеры существенно сократили поток нелегальной миграции, подготовили законодательную базу на случай новой волны беженцев, в социальной сфере позволили австрийцам выбирать гибкую систему рабочего дня, повысили размер минимальной пенсии, объявили о снижении налогов для малоимущих. Эти достижения тиражировались в немецкоязычной прессе, которая задавалась вопросом: почему такое возможно в Австрии, а в Германии - нет.
Но набрав солидную скорость спортивного болида, австрийское правительство не смогло удержаться на трассе и разбилось о стену. Произошло это не из-за ошибки пилота, то есть самих консерваторов и правых, а в результате целенаправленной провокации, в организации которой могут быть замешаны внешние силы. Кому-то было просто невыгодно, чтобы этот кабинет министров продолжал добиваться успехов и набирать очки в глазах европейцев. Другого метода противостояния этому дуэту, кроме как разыграть пресловутую "российскую карту" с подставными актерами и намеками на продажу зарубежным олигархам австрийских интересов у политических оппонентов, не нашлось.
В итоге оппозиция на основе бездоказательных обвинений в СМИ пытается возложить ответственность за крах правительства на Курца. Якобы именно он привел во власть коррумпированных правых политиков. Только дело заключается вовсе не в правых, а в том, что именно этот скандал приоткрыл тайны государственной системы в Австрии, о которых просто не принято говорить вслух.
Теперь Себастьяну Курцу 27 мая грозит вотум недоверия в парламенте, что может затянуть кризис в австрийской власти до сентябрьских досрочных парламентских выборов. Правда, прогнозы экспертов указывают на очередную безоговорочную победу Курца и новый тандем с правыми. А пока что о работе институтов власти должно позаботиться переходное правительство.
Дмитрий Валеев