14 февраля 2020, 18:10,
обновлено 14 февраля 2020, 19:32
Гибель иранского генерала Касема Сулеймани

Конгрессмен: обоснование операции против Сулеймани, представленное Трампом, было ложным

Конгрессмен Элиотт Энгел назвал абсурдным то, что администрация США, обосновывая удар по Сулеймани, сослалась на предоставленное главе Белого дома в 2002 году Конгрессом разрешение использовать военную силу в Ираке

ВАШИНГТОН, 14 февраля. /ТАСС/. Отчет администрации президента США Дональда Трампа с обоснованием убийства иранского генерала Касема Сулеймани, направленный Конгрессу, не содержит упоминаний о неминуемой угрозе для американских граждан, с которой Вашингтон связал решение убить иранского военного. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении главы комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса Элиотта Энгела (от штата Нью-Йорк).

"Администрация отправила Конгрессу требуемый в соответствии с законодательством отчет, в котором отражено юридическое и политическое обоснование нанесения удара, в результате которого был убит иранский генерал Касем Сулеймани (командующий силами специального назначения "Аль-Кудс" Корпуса стражей исламской революции - прим. ТАСС). Этот официальный отчет прямо противоречит ложным утверждениям президента о том, что он атаковал Иран, чтобы предотвратить неминуемое нападение на служащих и посольства Соединенных Штатов. В объяснении администрации, содержащемся в этом отчете, не упоминается никакой неминуемой угрозы, и это показывает, что обоснование, которое президент представил американскому народу, было просто-напросто ложным", - заявил конгрессмен.

Энгел подчеркнул, что администрация, обосновывая удар по Сулеймани, сослалась на предоставленное главе Белого дома в 2002 году Конгрессом разрешение использовать военную силу в Ираке. "Это юридическое обоснование абсурдно", - убежден глава комитета. "Разрешение от 2002 года было дано на то, чтобы противостоять [президенту Ирака] Саддаму Хусейну. Этот закон не имеет никакого отношения к Ирану или представителям правительства Ирана в Ираке", - добавил Энгел.

Позиция администрации

В обосновании администрации, текст которого также распространил комитет, действительно не содержится упоминание о неминуемой угрозе для жизни американцев. Власти США называют удар по Сулеймани актом самообороны "в ответ на серию участившихся вооруженных нападений, которые Иран и поддерживаемые Ираном вооруженные формирования уже осуществили против Соединенных Штатов". "Хотя угроза новых нападений существовала, использование неотъемлемого права на самооборону было в достаточной степени обосновано серией нападений, которые предшествовали удару 2 января", - утверждает исполнительная ветвь власти.

"Целью этих действий была защита служащих США, а также сдерживание Ирана для предотвращения проведения им и поддержки новых атак против сил и интересов США", - отмечается в документе. Кроме того, как подчеркивает администрация, задачей было "снизить способность поддерживаемых Ираном и силами "Аль-Кудс" вооруженных формирований осуществлять нападения" и "положить конец стратегической эскалации" со стороны Тегерана.

Власти США ссылаются на предоставленное в 2002 году Конгрессом разрешение на использование военной силы в Ираке, поскольку оно, по их словам, "не только направлено на отражение угроз, исходящих от государственного аппарата Ирака, но и может касаться также угроз, которые представляют для Соединенных Штатов отряды ополчения, террористические группы или другие вооруженные формирования в Ираке".

Ситуация вокруг Ирана резко обострилась после удара США в районе багдадского аэропорта в ночь на 3 января, в результате которого погиб Сулеймани. В ответ Тегеран в ночь на 8 января нанес ракетный удар по двум объектам в Ираке, которые использовали американские военные: базе Айн-эль-Асад и аэропорту Эрбиля.

Трамп обосновал решение провести операцию против Сулеймани тем, что он, по словам президента США, готовил атаки на четыре посольства страны. После этого газета "Вашингтон пост" со ссылкой на свои источники в правительстве сообщила, что Сулеймани планировал вылазки против дипломатических и военных объектов США, однако американская разведка не обладала конкретной информацией о том, когда и где может произойти нападение. Глава Пентагона Марк Эспер позднее отказался отвечать на вопрос о конкретных угрозах, которые представлял Сулеймани.