8 июня 2020, 12:18,
обновлено 8 июня 2020, 16:07
Расследование крушения Boeing в Донецкой области

Прокуратура Нидерландов принимала во внимание несколько сценариев крушения MH17

В прокуратуре отметили, что в рамках одного из них провели расследования в отношении различных возможных мест запуска ракеты и использования установок, принадлежащих как России, так и Украине

СХИПХОЛ /Нидерланды/, 8 июня. /ТАСС/. Голландская прокуратура принимала во внимание несколько возможных сценариев развития событий, которые привели к крушению Boeing на Украине в июле 2014 года. Об этом заявила в понедельник на слушаниях прокурор Деди Вуи-А-Цой.

"В ходе данных слушаний мы сделаем детальную презентацию о ходе событий и проведенном расследовании, - отметила она. - Мы начнем с объяснения ситуации, обстановки в районе, где потерпел крушение рейс MH17, и вовлеченных сторонах. После этого мы представим информацию в отношении доказательств, таких как криминалистические экспертизы, свидетели, фотографии, видео, цифровые источники, данные с радаров и спутниковые изображения. Вслед за этим мы объясним, как на основе этих доказательств мы провели расследование того, как развивались события, которые привели к крушению рейса MH17". "Во внимание, - подчеркнула прокурор, - принимались различные сценарии развития ситуации: взрыв на борту, атака военного самолета, использование других зенитных ракетных установок (ЗРК) кроме "Бука" и использование ЗРК "Бук".

В рамках последнего сценария развития событий прокуратура провела расследования в отношении различных возможных мест запуска ракеты и использования установок, принадлежащих как РФ, так и Украине. Вся эта информация также будет представлена судьям. Кроме того, ведомство намерено рассказать о том, как следователи выявили подозреваемых, как выяснили их роли и какие препятствия существуют на пути расследования. "Параллельно мы объясним, почему считаем отдельные части расследования завершенными, и наконец, представим информацию о том, какие расследования должны быть проведены", - подытожила Вуи-А-Цой.

По ее словам, презентация расследования, которое продолжалось несколько лет, займет несколько дней, а ее основная цель заключается в том, чтобы представить суду всю информацию, необходимую для принятия решение о том, можно ли считать проведенное расследование завершенным и можно ли переходить к рассмотрению дела по существу.

Прокурор особо подчеркнула, что ведомство не намерено предоставлять конкретные доказательства, поскольку это может быть сделано только после того, как защита получит возможность приобщить к делу свои документы и начнется рассмотрение дела по существу. "Однако мы расскажем о типах доказательств, которые мы собрали, а также то, на каких основаниях прокуратура пришла к заключению, что определенные части расследования можно считать завершенными", - сказала она.

От общего к частному

В начале презентации Деди Вуи-А-Цой описала сложившуюся на востоке Украину ситуацию, которую назвала "конфликтом между украинским правительством и несколькими вооруженными группами". Прокурор показала на карте зоны, находящиеся под контролем разных участников конфликта в июле 2014 года. "Позиции ЛНР и ДНР регулярно атаковались украинскими войсками", - указала она, добавив, что "зона падения самолета находилась в регионе, контролируемом ДНР".

По ее словам, следствие рассмотрело имеющуюся информацию об участниках вооруженного конфликта, о тех, кто отдавал приказы и исполнял их в июле 2014 года. Деди Вуи-А-Цой заметила, что военные условия значительно осложнили ход расследования.

Прокурор Тейс Бергер в своем выступлении обратил внимание на то, что в 2014 году на месте крушения не проводилось никаких судебно-медицинских экспертиз, в первую очередь из соображений безопасности. Также он указал на сложность получения одобрения со стороны руководства ДНР, контролировавшей данную территорию: лишь в июне 2015 года в предположительных местах запуска ракеты впервые удалось провести следственные действия.

Вслед за этим он перешел к сопровождаемому красочными видео рассказу об экспериментах с различными ракетами, которые проводились на Украине и в Финляндии. Бергер уточнил, что экспертиза была сосредоточена на выяснении конкретной точки взрыва (внутри корпуса самолета или снаружи), а также на том, какой именно ракетой был сбит малайзийский Boeing и из какой точки велся обстрел. Он изложил подробности поиска улик при обследовании останков пассажиров и фрагментов самолета, какие средства для этого использовались, какие процедуры производились и где велись исследования в Нидерландах и за рубежом.

В ходе завершающей день сессии Вуи-А-Цой рассказала об использовании перехваченных телефонных звонков для подтверждения причастности и осведомленности отдельных лиц о крушении пассажирского самолета. По ее словам, многие разговоры высокопоставленных представителей в структуре ДНР оказалось невозможно восстановить из-за того, что они были зашифрованы при помощи "специальных мобильных устройств, которые невозможно приобрести на рынке" и которые якобы поставлялись ополченцам российскими спецслужбами. Тем не менее гособвинение использовало эту информацию, например, чтобы подтвердить сам факт созвона между отдельными лицами. Следователи также использовали полученные Службой безопасности Украины (СБУ) от украинских и иностранных телефонных операторов метаданные, при помощи которых смогли установить примерное местоположение говоривших и сопоставить эту информацию с предполагаемым маршрутом перемещения ЗРК "Бук", из которого якобы был сбит малайзийский Boeing. 

В заключение она отметила, что прокуратурой было собрано огромное количество фотографий и видео, в частности обломков самолета и перемещения ЗРК "Бук" на востоке Украины. "Эти данные собирались различным образом, - отметила прокурор. - Их большая часть была получена из интернета. Эти материалы публиковались различными людьми, в том числе журналистами и местными жителями. Другие фото и видео были получены другими способами, например, от свидетелей, - добавила Вуи-А-Цой. - Позднее мы также расскажем, когда и как имеющие отношение к делу фото и видео были получены и как они были приобщены к делу". Помимо этого были проанализированы материалы, публикуемые различными источниками, в том числе журналистские расследования. Все материалы, обратила внимание она, копировались сразу по мере поступления, чтобы у следователей оставалась версия в случае возможного удаления или корректировки.

Катастрофа и расследование

Пассажирский Boeing -777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины, в результате чего погибли 298 человек - граждане 10 государств. Для уголовного расследования трагедии была создана Совместная следственная группа, в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. В июне 2019 года эксперты заявили, что установили группу из четырех лиц, подозреваемых в причастности к случившемуся. В нее вошли бывший глава ополченцев Донецкой народной республики, которого называли министром обороны, Игорь Гиркин, известный под псевдонимом Стрелков, и его подчиненные Сергей Дубинский, Олег Пулатов и Леонид Харченко. По данным следствия, первые трое являются гражданами РФ, а Харченко имеет гражданство Украины. Суд над ними начался в Нидерландах 9 марта. Пулатов является единственным из четырех обвиняемых, чьи интересы представляет группа адвокатов; процесс над тремя остальными проходит заочно. Их всех обвиняют в том, что они якобы занимались доставкой зенитного ракетного комплекса "Бук" на Украину с территории России.

Официальные лица РФ неоднократно ставили под сомнение результаты работы Совместной следственной группы, указывали на безосновательность аргументов обвинения и нежелание использовать выводы российской стороны в ходе проведения расследования.