11 АВГ, 12:15

Скрыться на острове: десять стран пробуют избежать пандемии благодаря своему положению

Маршалловы острова

Почти все из них — государства южной части Тихого океана. Гражданство некоторых заранее можно было приобрести за твердую валюту

Извлечь пользу из невыгодного положения на периферии торговых путей? Нет ничего невозможного. Маршалловым и Соломоновым островам, Микронезии, Кирибати, Палау, Самоа, Тонга, Вануату, Науру, Тувалу — островным государствам в Тихом океане — все еще удается избегать смертельной встречи с коронавирусом нового типа. В феврале, марте и апреле местные власти закрыли въезд для иностранных туристов и выезд для своих сограждан. Результат впечатляет: ни одного случая COVID-19 на фоне признаных международно высочайших стандартов эпидемической безопасности. Ранее некоторые из счастливых островов предлагали свой паспорт в обмен на инвестиции. Когда мир справится с пандемией, интерес к этому вложению может существенно возрасти.

Острова везения

"Сейчас наша страна — возможно, самое защищенное место на планете", — считает посол Маршалловых островов в США Роксан Кабрал. На место своей работы в самую зараженную страну мира, Америку, дипломат предпочла не отправляться. И это несмотря на то, что ее назначение состоялось еще в декабре 2019 года, когда первые случаи Covid-19 еще только-только были зафиксированы в КНР.

 У международных организаций, следящих за сохранением экологии, Маршалловы острова уже давно на хорошем счету за меры по противодействию глобальному потеплению. В 2020-м архипелаг заработал себе еще баллов: одним из первых, в начале марта, перешел на самоизоляцию от внешнего мира. Когда инкубационный период распространения коронавируса миновал, стало ясно, что пандемия, скорее всего, обойдет райский уголок стороной.

Небольшой риск столкнуться с ней все же сохраняется из-за закупок, которые приходится делать за рубежом. В прошлом авиарейс, следующий с Гавайев на американскую территорию Гуам, несколько раз в неделю приземлялся на Маршалловых островах. После начала пандемии число посадок сократили до одной в месяц. Пассажирам (никто не получает маршалловых виз!) именно по этой причине и не позволяют выходить из салона. По возможности не подходя к потенциально заразным близко, маршальцы выносят грузы и проводят дезинфекцию. Теоретически добраться до тихоокеанского государства можно и вплавь, но это значит рискнуть свободой. Иностранцев помещают на карантин сроком в 21 день. Право сойти на берег они получают только после трех отрицательных тестов.

Райский уголок загоняют в угол

Западнее Маршалловых островов — в государстве Палау — также проводят социальное дистанцирование от остального мира. Итог — ровно тот, что и у соседей, но экономические потери воспринимаются болезненнее. 60% поступлений в местный бюджет в последние десятилетия приносил туризм. После введения въездных ограничений пляжи райского архипелага пустуют, и гостиничные повара за неимением лучшего вынуждены  предлагать услуги собственным соотечественникам.

Отсутствие подтвержденных случаев COVID-19 не спасло столицу страны город Корор от типичной паники, прокатившейся повсюду. Весной островитяне так же, как и во всем мире, принялись скупать туалетную бумагу, санитайзеры и алкоголь. Введение режима самоизоляции в Австралии и США ударило по палаусцам психологически - укрепило у них страх остаться без импорта. В прошлом такое уже случалось и оборачивалось плохо. Вынужденно отгородившсь от цивилизации, островитяне первым делом приступили к созданию собственных запасов из товаров первой необходимости.

Риск заразиться коронавирусом ощущается в Палау острее, чем на Маршалловых островах. Начиная с весны местное правительство возвращает на родину своих соотечественников. За рубежом островитяне попали в беду из-за скученности проживания, бедности и массового трудоустройства в сфере сервиса: именно по этой причине в США доля тихоокеанцев, больных COVID-19, в несколько раз превышает средние показатели по стране. Несмотря на риск привезти домой коронаврирус, Палау согласилась на экспатриацию соотечественников, а вот Маршалловы острова сказали своим согражданам "нет". К делу подошли серьезно. До сих пор за рубежом остается даже семья министра здравоохранения этой страны Джека Ниденталя.

Курортный сбор

Вопрос, какие тихоокеанские страны вывозят соотечественников домой, а какие нет, приобретает значение, выходящее за пределы региона. Некоторые из государств Тихого океана позволяют или вот-вот могут позволить приобретать свои паспорта за твердую валюту. Это меняет многое: инвестиция в гражданство экзотической страны вполне способна превратиться в спасительный вексель, дающий шанс избежать личной встречи с новой волной пандемии или даже "перезимовать" непредвиденную глобальную катастрофу. Исподволь за решениями островитян следят богатые люди по всему миру, которым уже известно, куда добрался коронавирус в 2020-м, а куда нет.

Кирибати, где COVID-19 не обнаружен, еще в 1990-х позволяла покупать свой паспорт за инвестиции на сумму $15 тысяч. В 2004-м от этой практики отказались, признав ее сомнительной этически и вызывающей коррупцию. Однако с 2010-х возвращение к старым порядкам охотно обсуждают вновь, причем мода распространилась по всему региону: в Тонга, Самоа, Палау, Тувалу, Микронезии, на Маршалловых и Соломоновых островах. Расценки, правда, разнятся. Кое-где они успели вырасти до сотен тысяч долларов.

Как сообщают на своих сайтах компании, занимающиеся инвестиционной иммиграцией, Вануату (еще одна страна без коронавируса) до пандемии согласилась принимать в свое подданство состоятельных иностранцев. Сумма взноса составляет $130 тысяч. После эпидемии сбавлять цены местные власти вряд ли будут. Для островного бюджета деньги не лишние, ведь, как и Палау, Вануату болезненно переживает потерю доходов от туризма, пляжи простаивают, а персонал отелей ищет себе новую работу.

Проклятие островов

И все же перед приобретением тихоокеанского подданства в качестве второго резонно изучить географические обстоятельства, в которые страны региона поместила природа. По состоянию на 2019 год некоторые райские архипелаги — как ни удивительно, относятся к числу наименее посещаемых на планете. Тон задает Тувалу, который в среднем принимает всего только около 200 туристов в год. В схожем положении Науру: 160 иностранцев. Эти cтраны находятся в зоне риска в связи с глобальным изменением климата. Рост температур в планетарном масштабе ведет к повышению уровня океана. Как следствие, к концу XXI века оба обойденных туристами государства - Тувалу и Науру - могут оказаться под водой. 

В 2015-м выходец из Кирибати (еще одной рискующей страны) Иоане Теитиота стал первым на земле человеком, попросившим признать себя климатическим беженцем. Как утверждал Теитиота, дальше оставаться на родине было для него немыслимо. Воды Тихого океана якобы подбирались буквально к его дому, пока вынужденный переселенец не понял, что единственное спасение — это бегство. Суд Новой Зеландии принять его доводы отказался. Однако на казус отреагировали в ООН, где объявили климатическую миграцию важным вызовом XXI века. И в число стран, столкнувшихся с этой угрозой, записали Кирибати.

Есть у райских островов и еще недостаток, помимо наступающих волн, — слабость местного здравоохранения. Испытывать его на прочность никому не приходилось. Но что, если это случится?  На Палау пробему осознают особенно остро.

"Мы удаленная страна, мы — маленькие, и поэтому нам удается справляться с нынешней трудной ситуацией. Но стоит только вирусу проникнуть к нам... вызовы, с которыми мы сталкиваемся, возрастут вдвое, хаос увеличится вдвое, и мы очень стремимся избежать такого развития событий", — говорит президент государства Томас Ременгесау. Вполне вероятно, он держит в уме пример соседней страны — Северных Марианских островов. Несмотря на все меры безопасности, в июле первых заразившихся COVID-19 выявили даже на их безопасном берегу. Сможет ли государство-карлик справиться с этим вызовом и как — покажет лишь время. Палау, Маршалловы острова и Тувалу замерли в ожидании.

Игорь Гашков

Читать на tass.ru
Теги