МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Зона платной парковки в Москве с 25 декабря расширилась до Третьего транспортного кольца (ТТК) и 25 смежных улиц за его пределами. Первая зона платных парковок появилась два года назад и распространялась на Петровку и Каретный ряд. Затем ее расширили сначала до пределов Бульварного, а потом и Садового кольца. Теперь она охватила 405 улиц в 17 районах столицы, расположенных между Садовым кольцом и ТТК.
За соблюдением правил парковки следят специальные автомобили Центра обеспечения дорожного движения (ЦОДД), прозванные в народе "парконами". Оборудованные системами видео- и фотофиксации, они регистрируют нарушения правил остановки и стоянки.
О том, как устроена работа "парконов", какими маршрутами они ездят и почему эта система контроля несовершенна, узнала корреспондент ТАСС Екатерина Масенина, которая провела день с водителем одного из столичных "парконов".
Все действия регламентированы
Рабочий день каждого водителя "паркона", то есть автомобиля, оснащенного специальными комплексами видеофиксации, начинается одинаково. "Сначала необходимо заполнить путевой лист, в котором четко прописан маршрут следования, то есть те улицы, которые предстоит патрулировать в течение смены",- рассказывает водитель Матвей. Все передвижения автомобилей ЦОДД строго регламентированы, чтобы исключить малейшую недобросовестность со стороны их водителей.
Нам выпало патрулировать платную парковку в Старомонетном переулке в районе Якиманки. Здесь один час стоянки обходится автомобилистам в 80 рублей. Но, несмотря на это, в будние дни найти место для "железного коня" не так уж и просто. "Вокруг полно офисов, несколько кафе, - сами понимаете, свободных мест практически нет",- говорит Матвей.
Он включает установленный в салоне внушительных размеров аппарат с названием "АПК "ПАРКРАЙТ" и мы трогаемся по заданному маршруту. Патрулирование сводится к тому, что аппарат ведет непрерывную съемку всех автомобилей, припаркованных на платных стоянках. "Для доказательной базы достаточно двух фотографий: самого автомобиля и его номера",- поясняет Матвей. Чтобы исключить какие-либо неточности, попутно с фотографированием система также ведет и видеосъемку, которая при необходимости может быть разбита на кадры и затем преобразована в фотографии.
Алгоритм работы системы оказался достаточно прост: номера считывает специальный датчик. "Он умеет вычислять все российские регистрационные знаки, а также ряд иностранных, к примеру, украинские, белорусские, номера республик Средней Азии и Прибалтики",- говорит водитель "паркона". Когда оптический прицел камеры падает на табличку с номером, он автоматически распознает все буквы, цифры и регион автомобиля, и выводит на экран визуальное и звуковое оповещение об обнаружении нарушителя.
Первые 15 минут - бесплатно
Первые 15 минут нахождения машины на платной парковке не оплачиваются. Именно поэтому маршруты всех "парконов" рассчитаны таким образом, чтобы автомобиль повторял свой путь в каждой его точке примерно через равный интервал времени.
"Смотрите, если в фокус попадает автомобиль, припаркованный на платную стоянку, на экране высветится символ платной парковки, если транспортное средство стоит под запрещающим знаком, монитор выдаст соответствующее сообщение",- говорит Матвей, указывая на небольшой экран внутри комплекса фиксации.
Все данные, которые собираются во время патрулирования, по беспроводной связи отправляются в центр обработки данных, где их анализируют и выписывают штрафы для владельцев машин, нарушивших правила стоянки.
Уязвимые места системы
С грязными номерами у "ПАРКРАЙТА" большая проблема – он их не распознает. Это же касается и номеров, которые полностью или частично закрыты посторонними предметами.
"Часто клеят какие-то бумажки на номера, чтобы их не считывали. Иногда ставят машину под таким углом, что регистрационный знак тоже не считывается", - говорит Матвей. По его словам, эти два момента - единственные уязвимые места системы.
В подобных случаях работник ЦОДД не может ни выйти из машины, ни очистить номер от грязи или мешающих "наклеек". При этом обнаружение таких машин может стать поводом для их эвакуации.
Едет "паркон" со скоростью не более 40 км/час, чтобы система успела считать каждый номер. Начинает стройный ряд из более чем полусотни припаркованных в Старомонетном переулке машин вычищенный до блеска BMW. Кажется, только что из мойки. Мгновение - и номер иномарки крупным планом отразился на мониторе.
Audi, Mitsubishi, Renault, блестящий спорткар, снова BMW ,старенькая Toyota, пара отечественных автомобилей… Данные на экране меняются, как калейдоскоп. Первый нечитаемый номер оказался у повидавшей виды "девятки". "Да кто знает, может, и правда такая грязь была по пути, что забрызгало номер, а может и не правда",- рассуждает Матвей, глядя в лобовое стекло на бесснежный декабрьский день и моросящий дождь.
"Круг" по переулку показал, что "читаемых" номеров оказалась лишь половина, остальные система распознать не смогла. Так, водители трех вовсе не дешевых машин в стремлении сэкономить на парковке заклеили номера бумажками.
Планов по фиксации нет
"Нас часто спрашивают, есть ли планы по фиксации нарушений, - продолжает Матвей. - Скажу прямо - никакого принципа состязательности у нас нет, и все водители приносят разную статистику, поскольку мы работаем на разных маршрутах".
Однако, есть контроль. Так, восемь из десяти нарушений, не зафиксированных "ПАРКРАЙТом", все равно будут выявлены пешими инспекторами административной дорожной инспекции. "Они обязательно доложат о нарушении, - заверил мой собеседник. - Человек всегда в миллионы раз совершеннее любой, даже самой передовой техники".