МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Руководство "Канала им. Москвы" планирует завершить ремонт участка между шлюзами № 7 и № 8 в районе Тушинского тоннеля, где зимой этого года произошел прорыв дамбы, в июне 2019 года. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе учреждения в пятницу.
"Недочеты при проектировании Тушинского тоннеля на Волоколамском шоссе, а также низкое качество строительно-монтажных работ и материалов при его возведении в 2000 году стали причиной январской аварии на дамбе канала имени Москвы. <…> Завершить восстановление поврежденного гидротехнического сооружения и начать судоходство на участке между шлюзами № 7 и № 8 планируется в июне 2019 года", - говорится в сообщении.
Ранее руководитель ФГБУ "Канал им. Москвы" Герман Елянюшкин предполагал, что работы на этом участке могут завершиться до старта навигации, которая традиционно начинается в 20-х числах апреля.
По предварительным расчетам стоимость ремонта участка может составить более 200 млн рублей. Строители возьмут за основу проект 2000 года, но усилят отдельные узлы, чтобы обеспечить надежную работу глиняного противофильтрационного экрана дамбы.
"Задержка судоходства на этом участке может повлечь за собой срывы контрактов у перевозчиков, убытки, недополученную прибыль и негативные социально-экономические последствия. <…> Чтобы не допустить простоя на этом участке внутренних водных путей, проект реализуется в кратчайшие сроки: строительно-монтажные работы будут идти в три смены", - отметили в пресс-службе.
По данным компании, на этот участок канала имени Москвы приходится 2,6% от объема всего судового трафика Центральной России: в 2018 году по нему прошли порядка 3 тыс. судов, по всему Московскому бассейну - более 112 тыс. Этот участок используется грузовым флотом для транзита через Москву, в год по нему перевозится около 2 млн тонн.
Что обнаружила комиссия
Прорыв дамбы произошел в январе 2019 года на участке третьей очереди Тушинского туннеля, которая возводилась в 1999-2000 годах. Межведомственная комиссия Ространснадзора установила, что проектировщик этой очереди не учел высокую обводненность насыпных грунтов в этом месте. Вода, в том числе подземная, скапливалась в песчаных пазухах между стенками тоннеля и шпунтом, при этом не было предусмотрено системы мониторинга за увлажнением грунта.
Кроме этого, строители наполнили упорные призмы дамбы песком вперемешку с валунами, строительным мусором и серой озерной супесью. В итоге уплотнение и однородность грунта в теле дамбы были недостаточными, появились трещины и провалы, грунт вымывался, образовались пустоты.
Ошибки были допущены и при создании ключевого защитного слоя дамбы - глиняного противофильтрационного экрана. В некоторых местах он отсутствовал, в других его толщина, контур и профиль не соответствовали проекту. Материалы экрана были плохого качества по показателям текучести и влажности.
"На дне по всей ширине канала в промежутке между шпунтом и тоннелем зафиксирована пустота глубиной до 70 см, а в других местах трещины до 10 см и четыре полости глубиной от 40 см до 3 м и диаметром до 1,5 м. Сюда и проходила вода из канала и текла дальше по разуплотненным пазухам", - добавили в пресс-службе учреждения.
В итоге межведомственная комиссия Ространснадзора сделала вывод, что "тоннель не был покрыт единым сплошным суглинистым слоем для обеспечения водонепроницаемой взаимосвязи экранов дамб и канала, а использованные при строительстве материалы частично имели отклонения от проектных характеристик".
В новость были внесены изменения (12:33 время мск) — добавлена информация после третьего абзаца.