9 апреля 2020, 16:00

Центр телемедицины оказывает психологическую помощь москвичам с коронавирусом

Центр работает круглосуточно

МОСКВА, 9 апреля. /Корр. ТАСС Анна Орел/. Врачи телемедицинского центра, созданного для работы с больными коронавирусом, помимо медицинских консультаций и контроля состояния пациентов оказывают им и необходимую психологическую поддержку. Об этом сообщил в четверг ТАСС руководитель центра телемедицины Андрей Тяжельников.

"Наш центр работает круглосуточно, и все наблюдающиеся у нас пациенты могут позвонить в любое время и получить необходимую консультацию", - сказал он.

Тяжельников напомнил, что телемедицинские консультации для амбулаторных больных коронавирусом начали проводиться с 17 марта. Изначально - в тестовом режиме. С 1 апреля специалистов перевели в специально оборудованное помещение.

"Телемедицинский центр был специально создан для пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией, состояние которых позволяет им наблюдаться дома. <…> Безусловно, люди, с которыми мы общаемся, находятся в разном состоянии, в том числе и психологическом", - продолжил Тяжельников.

Врачи придерживаются строгого алгоритма общения, но каждый раз индивидуально подходят к пациенту и выясняют, как человек себя чувствует. Центр телемедицины функционирует круглосуточно, врачи здесь работают два дня через два по 12 часов. Они осуществляют динамическое наблюдение за здоровьем, анализируют состояние и дают заключение, может ли тот или иной пациент продолжать амбулаторное лечение или ему требует срочный осмотр или госпитализация.

Для общения используется аудио- и видеосвязь. В ходе консультации врачи могут пользоваться электронной картой пациента и другими сведениями из ЕМИАС. По словам главврача, именно постоянный доступ к медкарте помогает оценить то, как организм реагирует на болезнь - нет ли ухудшения здоровья или обострения хронических болезней.

"Все специалисты подготовлены и в ежедневном режиме связываются с пациентами. Кроме того, мы также осуществляем мониторинг уже назначенного лечения и вносим изменения, если в них есть необходимость. Но главная задача - это чтобы пациенты чувствовали себя спокойно, чувствовали контакт с врачом и то, что мы с ними взаимодействуем", - добавил Тяжельников.

Попасть внутрь центра телемедицины его сотрудники могут только через систему распознавания лиц. Она представляет собой специальные рамки, возле которых стоят мониторы с камерой. Именно она фиксирует лицо каждого входящего, сверяет изображение с теми, что есть в базе данных, и только затем дает "разрешение" на проход внутрь. Здесь же в обязательном порядке измеряется и температура тела каждого сотрудника или посетителя. Последних здесь обычно не бывает, чтобы не мешать работе специалистов.

Исключение было сделано только для журналистов, которых с самого начала обязали надеть маски, перчатки, а также протереть руки антисептиком. "День начинается с того, что у нас на компьютере высвечивается список пациентов на день, с которыми необходимо провести беседу, список повторных консультаций, список первичных пациентов", - рассказала ТАСС врач-терапевт Анна Гвоздева.

По ее словам, каждый пациент, находящийся на амбулаторном лечении, ежедневно общается с врачами центра телемедицины. "Мы оцениваем динамику, все имеющиеся симптомы, самочувствие", - продолжила она.

Как правило, пациенты себя чувствуют удовлетворительно.

Особое внимание уделяется пожилым, у которых болезнь протекает в легкой форме: им для связи с центром чаще всего помогают родные. Но есть и те, кто справляется самостоятельно.

"Те пожилые пациенты, которые в силу личных обстоятельств не могут связаться с оператором центра по видеосвязи, разговаривают со специалистами при помощи аудиозвонка", - пояснила терапевт Гвоздева. Однако таких больных чаще навещают врачи на дому, чтобы провести необходимое наблюдение.

Во время каждой беседы врачи обязаны напоминать пациентам о необходимости нахождения дома. "Но лично у меня пациенты сами заботятся о своем здоровье, они очень сознательные, и не возникает необходимости убеждать кого-то оставаться дома", - призналась специалист, связав это с заинтересованностью в благоприятном исходе, прежде всего, лечения самих пациентов.

Но в практике врачей телемедицинского центра, конечно, встречаются и те, кто не сразу понимает необходимость подобных консультаций.

"Но тут уже мы должны пациентам объяснить зачем им это, насколько это важно, и как мы можем им помочь", - объяснила терапевт.

С ней согласен и руководитель центра Тяжельников. "В основной массе пациенты реагируют очень доброжелательно, потому что это действительно очень хорошая возможность общения с врачом без каких бы то ни было дополнительных контактов", - сказал он. Более того, по его словам, если врачи планируют заранее консультации на какие-то последующие периоды, пациенты к ним уже готовы.

Благодаря принципу "сквозного потока" все больные получат консультации и помощь своевременно. В этом помогает доступ к карте больного. Каждый прием длится в среднем 13-15 минут, но каких-то жестких рамок по времени разговора нет. В более сложных случаях привлекается старший врач, который помогает быстро разобраться в ситуации.

"В ходе видеонаблюдения можно оценить цвет кожных покровов, цвет склер, потливость, оценить одышку - например, пациент не может закончить длинную фразу. Если его состояние вызывает опасения, то по адресу проживания пациента вызывается скорая помощь", - продолжил Тяжельников.

Показатели для госпитализации - температура тела выше 38,5 градуса, нарастающая симптоматика и одышка как самый грозный симптом.

По последним данным мэрии, в столице около 1,7 тыс. больных с коронавирусом не в тяжелой форме лечатся в домашних условиях. Всего в службе работают более 200 специалистов центра телемедицины департамента здравоохранения Москвы, все они прошли дополнительное обучение для оказания помощи при коронавирусе.

Главврач сообщил, что специалистов для общения с пациентами достаточно. Но центр готов к увеличению мощностей на тот случай, если количество больных будет расти. Безопасность же каждого специалиста обеспечивается в полном объеме: это не только средства индивидуальной защиты, но также кабинки с шумоизоляцией, комфортабельная зона отдыха с бесплатными горячими напитками - чаем и кофе, закусками. Здесь же есть и столовая, вход в которую, как и положено, имеет разметки на полу, позволяющие держать социальную дистанцию в полтора метра.

О ситуации с коронавирусом

Мэр Москвы Сергей Собянин с 29 марта ввел для жителей столицы режим самоизоляции. В городе сейчас не работают магазины за исключением продуктовых, торгующих товарами первой необходимости и товарами для животных, закрыты театры, рестораны, кафе, фитнес-центры, салоны красоты, запрещено посещение парков и проведение развлекательных мероприятий. Все меры будут действовать до конца апреля.

Кроме того, в городе разрабатывают мобильное приложение для мониторинга местонахождения пациентов с подтвержденной новой коронавирусной инфекцией, добровольно выбравших пребывание на дому и обязавшихся соблюдать карантин. Данное приложение не планируется использовать в отношении всех граждан в столице

В России на 9 апреля зафиксирован 10 131 случай заражения коронавирусом, 698 человек выздоровели. Большая часть случаев инфицирования приходится на Москву (6 698). По данным федерального оперативного штаба на утро четверга, умерли 76 человек. Правительство запустило ресурс стопкоронавирус.рф для информирования о ситуации в стране.