Малый бизнес видит перспективы развития госзакупок, несмотря на временные сложности
Доля предпринимателей, считающих, что тендеры проходят в честном конкурентном отборе, увеличилась с 30 до 43%
МОСКВА, 11 ноября. /Корр. ТАСС Юлия Ермилова/. По данным Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП), объем закупок у малого бизнеса к концу 2016 года должен превысить 1,5 трлн руб., на конец октября 2016 года оборот этого сектора уже составил 1,2 трлн руб. Согласно недавнему опросу две тысячи предпринимателей, проведенному в третьем квартале 2016 года Общественной организацией по поддержке малого и среднего предпринимательства "Опора России" и Промсвязьбанком, бизнесмены стали позитивно оценивать процедуру закупок, несмотря на имеющиеся сложности с техническими требованиями заказчика, ограничивающими выбор контрагентов. Доля собственников бизнеса, считающих, что тендеры проходят в честном конкурентном отборе, увеличилась с 30 до 43%.
Впрочем, пока даже контролирующие государственные структуры говорят о необходимости совершенствовать прозрачность торгов. Так, глава ФАС Игорь Артемьев, выступая в Госдуме в рамках "правительственного часа", заявил, что закупки госкорпорациями в 95% случаях являются имитацией торгов. Глава ведомства предлагает отменить закон о естественных монополиях, дополнив новой главой о них закон о конкуренции. "Этот закон существенно нуждается в изменении (ФЗ 223), поскольку 95% всех торгов, проводимых государственными корпорациями, - это имитация торгов. Это, по сути, единственные поставщики", - сказал он.
Временные сложности
Индекс "Опоры" RSBI фиксирует самочувствие бизнеса в сегменте микро-, малого и среднего предпринимательства. Он отражает мнение российских бизнесменов в целом, а также в разрезе размера бизнеса, отраслей и отдельных регионов исследования. Индекс замеряется ежеквартально и основан на данных опроса собственников компаний сектора МСБ. Композитное значение индекса считывается по четырем компонентам: продажи (вес - 0,3), кадры (0,2), доступность финансирования (0,25) и внутренние инвестиции (0,25).
С середины 2015 года по третий квартал 2016 года доля компаний, готовых принимать участие в госзакупках из сектора среднего бизнеса, осталась на прежнем уровне - 23%.
Но в целом доля компаний, участвующих в тендерах, снизилась с 24 до 15% от опрошенных, среди них доля микропредприятий снизилась с 21 до 12%, доля малого бизнеса сократилась с 28 до 18%. Такие итоги показал опрос двух тысяч предпринимателей из сектора малого и среднего бизнеса.
"Средним компаниям намного проще адаптироваться под новые изменения в процедуре закупок. У них лучшие условия для финансирования, в том числе и по банковским гарантиям для обеспечения тендера", - отметила руководитель группы "МСБ и венчурное финансирование" Промсвязьбанка Оксана Романчук.
Впрочем, предприниматели стали более позитивно оценивать сами процедуры закупок. Более 43% опрошенных респондентов считают, что тендеры проходят в честной конкурентной борьбе, в 2015 году к такому мнению склонялись около 30% бизнесменов. Незначительные нарушения в процедуре закупок заметили порядка 28% владельцев предприятий, что на три процентных пункта меньше, чем в прошлом году.
Госкомпании выставляют барьеры
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обязал госкомпании увеличить долю прямых закупок у субъектов малого и среднего бизнеса с 10 до 15% - соответствующее постановление было подписано в августе 2016 года и вступает в силу 1 января 2018 года. Предполагается постепенно наращивать и общие квоты на закупки (не только прямые контракты) у субъектов МСП - с 18% в 2016 году до 25% с 2018 года. Этот подход заложен в стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года (утверждена в июне 2016 года).
При этом многие госкомпании уже рапортовали, что давно превысили эти пороги по собственной инициативе.
Однако глава "Опоры России" Александр Калинин не уверен, что повышенная квота сработает. По его мнению, основная проблема участия малых предприятий в госзакупках заключается в завышенном требовании к участникам тендеров со стороны крупных государственных предприятий. В обязательные пункты некоторых госкомпаний стала входить принудительная сертификация поставляемой продукции в аккредитованных центрах при организаторе или дополнительная сертификация товара, если сертификат выдан в другом месте.
"Несмотря на то что долю прямых закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса увеличили с 10 до 15%, ситуацию это не улучшило. Наоборот, компании стали строже относиться к маленьким предприятиям. Например, "Газпром" в информации к своим закупкам для малых компаний стал указывать, что поставляемая продукция обязана пройти сертификацию в аккредитованном при их организации специализированном центре. Если же у предпринимателя есть сертификат другого центра, то он обязан пройти проверку повторно. Это не предусмотрено законодательством и для малых предприятий нерентабельно, поэтому малому бизнесу принимать участие в закупках становится невыгодным делом", - считает Калинин.
Налоговое неудобство для середняков
Помимо этого глава организации отмечает отсутствие мотивирующих факторов при переходе с малого бизнеса на среднее предприятие.
"Как только малый бизнес переходит в разряд среднего, то степень контроля и налоговые режимы становятся гораздо жестче. А когда оборот компании достигает более 120 млн руб., владелец предприятия с упрощенной системы налогообложения обязан перейти на обычную систему, следовательно, налоговые проверки в отношении компании учащаются. Из 5 млн микропредприятий у нас всего 200 тыс. малых и 20 тыс. средних компаний", - добавил он.
"Опора России" объясняет сложившуюся тенденцию тем, что налоговые органы проверяют микробизнес в 10 раз реже, чем средние предприятия, так как начислить особо высокие штрафы не получится, поэтому компаниям проще и выгоднее оставаться в "малышах". В самой организации видят решение в создании определенных преференций для растущего бизнеса: налоговые льготы, субсидированные ставки, возможность налоговых каникул при переходе к этой категории и защита бизнеса от рейдерского захвата.
"Если ввести бонусы, то владельцам компаний будет проще сосредоточиться на участии в тендерах, чем думать о том, что участятся налоговые проверки или бизнес могут отнять", - добавляет Калинин.
Качество превыше всего
Руководитель Федеральной корпорации поддержки малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП) Александр Браверман связывает охлаждение малого бизнеса к госзакупкам с тем, что представители малых и средних предприятий не всегда качественно могут обеспечивать выполнение заказов со стороны госкомпаний.
"Сейчас (с января по ноябрь 2016 года. - ТАСС) закупки у субъектов МСП превысили один триллион рублей, такой большой объем малые компании сегодня не в состоянии обеспечивать идеально. Пока будут накладки. Это и будет сдерживающим фактором в 2017 и 2018 годах, прирост по закупкам мы ожидаем всего на 4-5%. Госкорпорации готовы отдавать часть своих заказов малому бизнесу, но они ожидают получить качественную продукцию быстро и в срок, а также по конкурентной цене", - отметил Браверман.
По его словам, малый бизнес вскоре сможет догнать крупные компании по части качественного исполнения госзаказа. Для этого в корпорации планируют развивать технопромпарки, в капитал которых будут входить успешные лизинговые компании. Также одним из приоритетных направлений для корпорации в 2016 году является организация доступа к госзакупкам инфраструктурных компаний, компаний с государственным участием и акционерных госкомпаний (50% + одна акция) с участием малого и среднего бизнеса.
Прямая гарантия - залог успеха
Представители банка "Югра" считают, что ситуацию с госзакупками для малого бизнеса можно выправить с помощью выдачи оперативных банковских гарантий под обеспечение заявки.
"Существующие сегодня квоты по госзакупкам (достигнутые банком. - ТАСС) для сектора МСП в размере 18%, в особенности их постепенное наращивание до 25% в 2018 году, дадут нам возможность с гораздо большей точностью оценивать возвратность своих средств, поэтому мы планируем активнее кредитовать малые предприятия в части финансового обеспечения тендерной заявки. Это позволит малым компаниям быстро и в срок обеспечить закупку, а также конкурировать на равных условиях с крупным бизнесом", - добавил президент банка "Югра" Алексей Нефедов.
По его мнению, в случае предварительного одобрения владелец малого предприятия в режиме реального времени получает основные параметры по сделке: сумма, срок, размер комиссии и размер обеспечения. Условия останутся неизменными, если заявка будет заполнена верно. Не более двух дней должны занять проверка всех документов и вынесение официального решения.