МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Заместитель председателя Совета безопасности (СБ) РФ Дмитрий Медведев назвал одной из самых серьезных проблем в текущих условиях то, что не все страны готовы к международному сотрудничеству в борьбе с коронавирусом. Такую позицию он обозначил в своей статье "Шесть уроков одной пандемии", опубликованной в "Российской газете".
"На ситуацию в мировой экономике влияет множество неэкономических факторов: темпы вакцинации населения, угроза появления новых, более опасных штаммов коронавируса", - перечислил Медведев.
"И особенно сильно [влияют] - факторы политического характера. В том числе такие, как политическая воля к международному сотрудничеству в борьбе с коронавирусом. Однако далеко не все государства готовы ее проявить. И это сегодня одна из самых серьезных проблем", - подчеркивает он.
По оценке зампреда СБ России, любой кризис неизбежно меняет в мире очень многое, в том числе расстановку сил на международной арене, и "коронакризис" исключением не стал". Медведев отметил, что кризис, вызванный пандемией, уникален прежде всего тем, что перед ним все страны, и экономически мощные, и совсем слабые, оказались, по сути, равны, и все так или иначе пострадали.
Государствам, уточнил зампред Совбеза РФ, пришлось мобилизовать свои ресурсы, а на системы здравоохранения и социальные службы легла серьезнейшая, порой непосильная нагрузка. "Каждая страна была вынуждена в борьбе с эпидемией выбирать меньшее даже не из двух, а из множества зол. При этом и те, кто проявлял в этой работе чудеса эффективности, не были застрахованы от новых вспышек эпидемии", - резюмировал он.
Об отсутствии единства в Европе
Пандемия показала отсутствие единства в Европе, в разгар заболеваемости страны не стали поддерживать друг друга, считает Медведев.
"Пандемия нанесла удар и по процессам интеграции. Особенно наглядно эти тенденции можно проследить на примере Европейского союза, в прежние времена - одного из самых прочных объединений", - указывает Медведев.
"COVID-19 продемонстрировал, что перед лицом общей беды Европа вовсе не едина. В разгар эпидемии европейские страны даже не стали поддерживать друг друга", - говорится в статье.
В пример зампред Совбеза привел ситуацию в Италии, когда заболеваемость вышла на критический уровень. "Помощь пришла не от других членов Евросоюза, которые отказались принимать в свои госпитали итальянских больных, а из России и Китая", - подчеркнул Медведев. Он также напомнил, что при таможенных процедурах Чехия даже изъяла маски и респираторы, предназначенные итальянцам. "Лишь с сильным опозданием Италии оказали поддержку Польша, Румыния и Германия. Австрия, Германия и Люксембург в конце концов согласились предоставлять места в больницах для пациентов из соседних стран - Бельгии, Голландии, Франции и Италии", - перечисляется в статье.
При этом, пишет заместитель председателя СБ РФ, после того, как первый пик пандемии остался позади, европейские институты начали "своего рода работу над ошибками", попытались адаптироваться к ситуации и разработать предупредительные меры на будущее. Так, за 2020 год Европейский союз принял более 1 тыс. решений, чтобы свести к минимуму негативные последствия коронавируса, защитить не только жизнь, но и доходы людей, продолжает Медведев. "Был утвержден расширенный бюджет и фонд NextGenerationEU, что в совокупности дало возможность предоставить чуть ли не самый крупный стимулирующий пакет на общую сумму €1,8 трлн (Европейская Комиссия, Сводный доклад о деятельности Европейского Союза за 2020 год)", - резюмируется в статье.
О "противостоянии вакцин"
Глобальный кризис доверия в дни пандемии проявился в "противостоянии вакцин" и поисках виновных в распространении коронавируса, отметил Медведев.
"Распространение коронавируса обнажило еще одну проблему - глобальный кризис доверия. Он проявился в игнорировании международных организаций, "противостоянии вакцин", постоянных взаимных подозрениях и поисках виновных в распространении вируса", - указал Медведев.
По его словам, сильно пошатнулся авторитет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): многие страны первоначально уклонялись от сотрудничества с ВОЗ, а США фактически прекратили финансирование этой организации.
"Потом сотрудничество по линии ВОЗ как-то наладилось. Однако проблемы остаются и по сей день. Главная из них в том, что у организации отсутствуют рычаги принуждения государств к проведению единой, согласованной на всех уровнях политики. Национальные правительства вправе не подчиняться рекомендациям ВОЗ или выпускать свои решения, иногда противоречащие всемирным", - отметил замглавы СБ РФ.
"В связи с этим необходимо задуматься о придании ВОЗ полномочий по принятию в чрезвычайной ситуации (например, в условиях пандемии) значимых мобилизационных решений в интересах всего мирового сообщества. Вероятно, для получения ВОЗ таких полномочий потребуется принятие членами ООН международной конвенции о сотрудничестве в данной сфере", - добавил он.
Пока, указал Медведев, не сформирована система гарантий, которые предотвращали бы опасное развитие событий при возникновении новой пандемии. История, по его словам, знает примеры, когда именно международное сотрудничество и отказ от идеологических догм позволили врачам и ученым разных стран выработать эффективные средства борьбы с распространением тяжелых болезней, таких как полиомиелит, корь, оспа.
О продовольственном кризисе
Продовольственный кризис наступает в мире в условиях пандемии, ускоряется продуктовая инфляция, отметил зампред Совета безопасности.
"Очевидно, что в мире наступает продовольственный кризис. Цены на продукты питания растут везде, ускоряется продуктовая инфляция", - указывает Медведев.
По его мнению, для преодоления последствий глобального спада требуется эффективная политика, направленная на дальнейшее восстановление экономики, удержание ценовой стабильности. "Уже сейчас высокий уровень долга в некоторых странах и невиданные темпы инфляции стали новыми вызовами на пути к этим целям. Многое будет зависеть и от темпов возобновления внешнеторгового оборота, особенно в плане экспорта-импорта услуг. Точных прогнозов дать сейчас не может никто", - подчеркивается в статье.
Зампред Совбеза задает вопрос, что происходит сейчас в мировой экономике, и отвечает одним словом - спад. По мнению Медведева, этот спад гораздо серьезнее, чем в период финансового кризиса 2008-2009 годов. "Международные организации оценивают его масштабы в диапазоне от 3,3% (данные МВФ) до 3,6% (Всемирный банк)", - говорится в статье. При этом, отмечает Медведев, в отдельных странах это еще более ощутимо: экономика Великобритании сжалась в 2020 году на 9,8%, Франции - на 8,1%, Германии - на 4,9%, Канады - на 5,4%, ЮАР - на 7%, Индии - на 8% (по данным Всемирного банка).
В целом кризис сильнее ударил по развитым странам, имеющим более высокий уровень глобализации, продолжает заместитель председателя СБ РФ. Так, Международный валютный фонд оценивает провал экономик развитых стран в прошлом году в 4,7%, тогда как развивающихся - в 2,2%. "Но при этом более продвинутые экономики демонстрируют способность к ускоренному восстановлению. Так, по прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, большинство развитых стран полностью восстановят докризисный уровень (с точки зрения ВВП на душу населения) к концу 2022 года. Некоторые развивающиеся страны смогут вернуться к допандемийным показателям не ранее 2024 года", - заключает Медведев.
О "железном занавесе"
Ни одна страна не может в пандемию полностью "опустить железный занавес", не может быть и "обособленного иммунитета"., отметил Медведев.
Как указано в статье, процессы глобализации, современное развитие технологий, скорость транспортного обмена превращают планету "в идеальную среду для распространения вируса". "Полностью "опустить железный занавес" не может ни одно государство. Рано или поздно ему все равно придется возобновлять торговый оборот, выдавать въездные визы туристам и предпринимателям или выпускать за границу собственных граждан. А значит, не может быть обособленного иммунитета в отдельно взятой стране. Возможен только коллективный иммунитет глобального масштаба, достигать которого нужно сообща", - пишет Медведев.
По его мнению, это понимают врачи, ученые, представители влиятельных международных организаций гуманитарной направленности, но при этом правительства "далеко не всех государств". В разгар пандемии призывы к всеобщей солидарности и взаимопомощи в борьбе с болезнью, к отмене санкций, которые мешают работе систем здравоохранения, и даже к прекращению огня в "горячих точках", по сути, провалились, продолжает Медведев.
"Национальный эгоизм, "пещерная логика" времен холодной войны, параноидальные фантомные страхи, попытки защитить собственные узкие геополитические интересы сплошь и рядом оказывались гораздо сильнее общечеловеческих ценностей", - указывает зампред Совбеза.
Он напомнил, что государства стали закрывать свои границы без предупреждения или консультаций с соседями, не торопились делиться информацией, в том числе жизненно важной для работы ученых и медиков, или помогать друг другу медикаментами и оборудованием. "Кто-то предпочитал решать проблемы самостоятельно, кто-то - за счет других", - отмечает Медведев.
Пандемия и политика
Заместитель председателя СБ РФ также подчеркивает, что "даже на время пандемии санкционная политика не претерпела изменений". "Напротив, борьба, к примеру, с мирным коммерческим проектом "Северный поток - 2" лишь усилилась. Продолжились, а иногда и с новой силой вспыхивали войны: конфликт в Нагорном Карабахе, неугасающие столкновения в Сирии, Ливии, Афганистане, периодические стычки на границе Китая и Индии, ряд конфликтов в Африке", - перечислил Медведев.
Кроме того, как указано в статье, торговая война между США и Китаем "усугубилась идеологическим противостоянием и окончательно превратилась в некое подобие холодной войны".
По мнению Медведева, стало и больше "откровенных провокаций", в частности в Европе. "За минувший год стало привычным, что корабли НАТО постоянно приближаются в Балтийском и Черном морях к российским границам, иногда даже нарушая их", - резюмирует Медведев.
О реакции на появление коронавируса
Руководство многих стран слишком поздно отреагировало на появление коронавируса, поэтому промедление обернулось весьма серьезными последствиями, заявил Медведев.
Первым уроком пандемии он назвал умение всерьез принимать угрозы "и действовать на опережение, а не постфактум". "В первый период распространения коронавируса, с декабря 2019 до начала марта 2020 года, во многих странах к проблеме отнеслись достаточно беспечно", - считает Медведев. На его взгляд, "первые сообщения о новом заболевании были восприняты слишком спокойно". "Во многом потому, что людям казалось: страшный вирус "где-то далеко", развитые страны он не затронет. Сказывалась и привычка к ежедневным сообщениям о катастрофах в разных частях планеты. В новостных лентах они обычно на первом месте, но реакция на такие сюжеты давно притупилась, их слишком много", - объяснил зампред СБ.
"Однако руководству государств, в отличие от обывателей, уже тогда нужно было нажимать "тревожную кнопку", - уверен Медведев. По его оценке, "промедление обошлось дорого". Напомнив, что "к середине февраля 2020 года бедствие начало обретать все более серьезные масштабы", заместитель председателя СБ России заметил, что "в современном мире с его прозрачными границами и глобальной экономикой эпидемии тоже не знают барьеров, число инфицированных и жертв новой болезни начало стремительно расти".
Он также подчеркнул, что "правительства многих стран были поставлены перед необходимостью срочно переформатировать систему здравоохранения, развертывать новые места в больницах, оснащать лечебные учреждения медицинским оборудованием, а людей - средствами индивидуальной защиты". "В России в тот момент оперативно приступили к разработке сценариев действий на случай массового распространения болезни. В режим повышенной готовности были приведены все профильные структуры и службы", - указал Медведев.
Он констатировал, что "с середины - конца марта и примерно до середины июня 2020 года пандемия вошла в следующую, "острую" фазу, угроза стала реальностью, болезнь из Китая двинулась на штурм других стран", а "эпидемию переквалифицировали в пандемию". Тогда стали закрываться границы, создавались оперативные штабы, объявлялись длительные нерабочие периоды и вводились ограничения на мобильность людей, добавил зампред Совбеза.
"Руководство каждой страны столкнулось с мнимой дилеммой, кого спасать первым: экономику или людей, точнее, куда прежде всего направлять деньги: в социальную помощь или в поддержку бизнеса", - обрисовал положение Медведев. "Большинство стран, и Россия в их числе, выбрали смешанный путь. После жесткого режима изоляции был найден разумный баланс - государство поддержало и граждан, и наиболее пострадавшие отрасли, гибко реагировало на ситуацию и не допустило катастрофических сценариев", - отметил он, добавив, что "уже к началу прошлого лета в России были разработаны эффективные протоколы лечения больных, налажены производство и закупка средств индивидуальной защиты и необходимого медицинского оборудования".
Эффективность локдаунов
"От карантинных мер в восторге, безусловно, не был никто. Но они доказали свою достаточную эффективность", - убежден заместитель председателя СБ.
"При этом нужно прямо признать, что чем жестче был режим локдауна, тем эффективнее была борьба с эпидемией. Пример этому Китай", - указал Медведев.
"Другое дело, что каждая страна и ее население имеет свою специфику, национальные привычки, поведенческие стереотипы. Очевидно, что в Европе не проходят многие схемы, возможные на Востоке", - заметил зампред Совбеза. Он напомнил, что результат ограничений "был везде, и волна пандемии пошла на убыль".