5 апреля 2022, 12:44

В РГО предположили, что число спасшихся при крушении теплохода "Армения" может быть больше

По словам специалистов, о спасении некоторых пассажиров, считавшихся погибшими, свидетельствуют показания их родственников

СЕВАСТОПОЛЬ, 5 апреля. /ТАСС/. Последние исследования позволяют считать, что число пассажиров санитарного транспорта "Армения", выживших после одного из самых крупных в истории страны кораблекрушений, может быть гораздо больше, чем считалось на протяжении 80 лет. Об этом сообщил журналистам исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин в ходе конференции "Теплоход "Армения". Вспомнить всех".

По разным оценкам, на борту потопленной гитлеровцами в 1941 году "Армении" находились до 10 тыс. человек. Выжили, как считается, единицы. Чаще всего встречается информация о восьми спасшихся. При этом корабль, по бытующей сейчас версии, затонул за считанные минуты.

"Сейчас мы склоняемся к тому, что спасательная операция велась на "Армении". Открыть люки, спустить два ряда шлюпок за четыре минуты просто нереально. Мы склоняемся, что [судно тонуло] не менее 20-30 минут", - сказал Фокин.

Он пояснил, что в апреле 2020 и марте 2021 годов судно обследовали с помощью подводных роботов - оно находится на глубине 1,5 км, и спустить туда водолазов невозможно. Авторская система высококачественной видеосъемки позволила разглядеть, что на теплоходе нет ни одной шлюпки или их обломков, но версия о том, что их смыло волной, несостоятельна: сохранился, например, брезент от них. Кроме того, краны находятся в том положении, словно уже спустили их на воду. Также обнаружены открытые люки в кормовой и носовой частях судна.

Все шлюпки успели спустить на воду, считают исследователи, но часть затонули позднее - крушение произошло примерно в 15 милях от берега. 

"Несколько раз была ситуация: от родственников знаем, что человек грузился на "Армению", относим его к погибшим, потому что среди единиц выживших его не значится, но потом эти же имя, отчество, фамилия встречаются в сводках, например, за 1942 год. В начале мы списывали это на ошибку, но когда это повторяется из раза в раз, рождается предположение, что все-таки [выживших было больше]... У нас целое поле для дальнейшей работы, которую мы будем долго и скурпулезно вести", - добавил Фокин.

Гибель "Армении"

Исследования последних лет позволили уточнить причину гибели судна. "Раньше превалирующая версия была, что теплоход подвергся торпедной атаке, но характерных повреждений борта мы не обнаружили. На носу был обнаружен машинный телеграф, который должен был стоять на крыле мостика, а это метров 30 от того места. Сразу возникла мысль, что в надстройке произошел взрыв - где-то в районе мостика. И вкупе с отсутствием повреждений нас это передвинуло к мысли, что было попадание бомб, а не торпед", - рассказал Фокин.

Гипотеза окончательно подтвердилась после обследования палубной надстройки.

Он добавил, что погружения к "Армении" планируется совершать и в будущем. "Как только у нас будет появляться возможность задействовать какие-либо новые технические средства, мы на "Армении" их будем отрабатывать. Каждое погружение будет давать новую информацию", - уверен он.

Координаты местонахождения "Армении" внесены в специальный реестр, и экипажи кораблей и судов смогут отдать дань памяти, проходя над теплоходом. Колокол "Армении", поднятый с теплохода при помощи подводного робота, впервые будет выставлен на главной площади Севастополя у Мемориала героической обороны Севастополя 1941-1942 годов 6 апреля. В этот же день в кинотеатре "Украина" в центре города пройдет показ документального фильма о трагедии.

Теплоход "Армения" вышел из Севастополя 6 ноября 1941 года, а на следующий день, несмотря на имевшиеся на борту отличительные знаки санитарного судна, был атакован немецкой авиацией и затонул. На борту находились, по разным оценкам, до 10 тыс. человек, спастись, как считается, удалось менее чем 10 - трагедия считается одной из самых крупных в истории страны. Кроме того, в сопровождении сотрудников НКВД на судно погрузили ящики, содержимое которых неизвестно, предполагается, что в них могли быть ценности из музеев Крыма. Место крушения теплохода было обнаружено весной 2020 года, хотя археологи из разных стран проводили экспедиции в поисках судна на протяжении примерно 15 лет.