27 мая 2022, 17:56
ЕГЭ

Эксперт: отмена ЕГЭ может привести к коррупции и необъективной оценке выпускников

Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов уточнил, что за одной и той же оценкой в аттестате в разных школах или даже в двух соседних может стоять совершенно разный уровень знаний по тому или иному предмету

МОСКВА, 27 мая. /ТАСС/. Отказ от Единого государственного экзамена (ЕГЭ) будет способствовать возврату тех проблем, ради которых он вводился: коррупции, необъективной оценки и ограничения доступности качественного образования. Такое мнение ТАСС выразил научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки (1996-2004), экс-руководитель Рособрнадзора (2004-2008) Виктор Болотов.

Ранее новый председатель ЛДПР Леонид Слуцкий выразил мнение, что отказ от Болонской системы повлечет пошаговую ликвидацию ЕГЭ, не приведя подробностей.

"Все разговоры про отмену ЕГЭ связаны с тем, что предлагается <...> возврат к старому со всеми проблемами, которые были: коррупция и так далее. И не предлагается других красивых способов решения проблемы одинаковой объективной оценки выпускников старшей школы и проблемы доступности качественного высшего образования для ребят вне зависимости от места жительства и дохода семей", - отметил Болотов.

Болотов уточнил, что за одной и той же оценкой в аттестате в разных школах или даже в двух соседних может стоять совершенно разный уровень знаний по тому или иному предмету. А ЕГЭ и ОГЭ эту проблему решают. Кроме того, экзамен дает шанс выпускникам, например, из Калининграда поступать в Дальневосточный федеральный университет и наоборот.

Собеседник агентства отметил, что ЕГЭ и Болонский процесс друг с другом никак не связаны, это были два параллельных проекта для российского образования. При этом отечественная система высшего образования, о разработке которой недавно заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков, будет строиться с учетом опыта Болонской системы.

О Болонской системе

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Он предусматривает повышение академической мобильности и двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратуру. При этом российская система образования включает также подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ в пять-шесть лет.

Дискуссия по поводу целесообразности Болонской системы в России ведется с 2003 года, в том числе этот вопрос поднимался и в текущем году на фоне обострения отношений с Западом. 11 апреля 2022 года Болонская группа на фоне ситуации на Украине приостановила участие России и Белоруссии в общеевропейском пространстве высшего образования. 17 мая вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что система образования в РФ не отвечает потребностям времени, а многие специалисты говорят о необходимости выхода из Болонской системы.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков 24 мая назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в свою очередь заявлял, что отказ от ЕГЭ ограничит право абитуриентов на поступление во множество вузов, что может привести к возмущениям.