МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Вопрос развития системы высшего образования в России не может и не должен сводиться к вопросу быть или не быть Болонской системе, основная проблема российского образования заключается в отсутствии стратегии его развития. Такое мнение в среду высказал глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев в своем Telegram-канале.
"Вопрос развития системы высшего образования не может сводиться к очевидно упрощенной дилемме: быть или не быть Болонской системе. <…> Проблема не в Болонской системе, а в отсутствии стратегии образования в России, ее государственной миссии", - отметил Кабышев.
Он напомнил, что комитет работает над дорожной картой мероприятий по вопросам формирования национально ориентированной стратегии развития системы высшего образования в РФ. В ходе работы депутаты уделяют особое внимание "оценке расхожего мнения, что развитию образования в России мешают узы Болонской системы".
"Согласились, что такая постановка вопроса ошибочна, юридически некорректна и политически неуместна. Болонский процесс представляет собой, по сути, многолетние контакты по поводу формирования единого общеевропейского пространства высшего образования, участники этого процесса имеют свободу усмотрения в определении пределов интеграции. Поэтому, Россия не может "выйти" из Болонского процесса как из международного договора или организации. Это юридический нонсенс", - подчеркнул Кабышев.
Он также добавил, что бакалавриат и магистратура "не являются эксклюзивным атрибутом Болонской системы", так как существовали до нее и функционируют за ее рамками. Кабышев также напомнил, что специалитет выступает исторической формой образования в российских вузах, многие из которых ее сохранили. При этом некоторые вузы ввели пятилетний бакалавриат. "Сегодня стоит задача актуализировать национальную систему высшего образования, в том числе с точки зрения усиления ее фундаментальности, направленности на целостное и всестороннее развитие личности. А это, разумеется, не сводится к тому, сколько уровней высшего образования. Куда важнее здесь, полагаю, вопрос о роли педагога, которая должна рассматриваться как форма социального служения, а не какая-то сервисная функция", - отметил Кабышев.
Он подчеркнул, что комитет находится в диалоге со всеми заинтересованными сторонами "для определения системных решений, направленных на повышение эффективности системы высшего образования в интересах государства и общества". "Частичные решения, связанные в том числе с добровольностью участия образовательных организаций в выборе уровней высшего образования, не решают общую проблему повышения качества образования. В этих вопросах на профессионалах лежит особая ответственность, и политические амбиции здесь должны отойти на второй план", - указал Кабышев.
О переходе к собственной образовательной системе
Во вторник спикер Госдума Вячеслав Володин сообщил, что нижняя палата 27 июня планирует провести парламентские слушания, на которых будут подняты вопросы преимуществ и недостатков Болонской системы, а также необходимости разработать собственную образовательную систему в РФ. Участие в слушаниях примут в том числе министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и руководитель Союза ректоров России Виктор Садовничий
Фальков 24 мая назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Предполагается переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет.