МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. Несмотря на сжатые сроки, Рособрнадзору удалось создать максимально комфортные условия для проведения итогового сочинения как с технической, так и с организационной точки зрения. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.
"По данным Рособрнадзора, все российские школы ответственно подошли к организации и проведению итогового сочинения. Мы ожидаем, что экзамен пройдет без сбоев", - сказали в пресс-службе.
"Апробация итогового сочинения показала, что никаких технологических вопросов на сегодняшний день у нас нет, и мы надеемся, что сочинение также пройдет в нормальном режиме", - подчеркнули в Рособрнадзоре.
20 ноября в России прошла апробация выпускного сочинения. В ней участвовали 11-классники из 85 субъектов РФ.
Сам экзамен пройдет 3 декабря. Предусмотрены также пересдачи - 4 февраля и 6 мая 2015 года. Успешная сдача работы будет являться допуском к единым госэкзаменам.
Участникам, сдававшим итоговое сочинение, к имеющимся баллам ЕГЭ может быть прибавлено до 10 баллов по усмотрению вуза. Порядок учета результатов, полученных абитуриентом за работу, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно.
"Сочинение вернет школьному образованию главную функцию - воспитание личности"
Возвращение итоговых сочинений поможет вернуть школьному образованию его главную функцию - воспитание личности. Так прокомментировала ТАСС возвращение после пятилетнего перерыва сочинений в школу Наталия Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына. "Изъятие литературы из духовного оборота молодых людей сбивает их нравственные ориентиры и лишает самой действенной формы общественного самопознания, жизненно необходимого сегодня нашей Родине", - считает Солженицына.
Однако порядок написания работ этого года существенно отличается от того, что был раньше. "В советские годы сочинение было напрямую связано с такой школьной дисциплиной, как литература. Даже при написании работы на свободную тему надо было опираться на творчество того или иного писателя, - сказал корреспонденту ТАСС народный учитель России, директор столичного центра образования "Царицыно" № 548 Ефим Рачевский. - В этом году сделан упор на гражданскую зрелость, на знание мировой и отечественной культуры и в большой степени на владение жанром письменной коммуникации".
По словам эксперта, это не единственное важное изменение в процедуре экзамена. "Раньше сочинения писались 6 часов (в этом году - 3 часа 55 минут). Накануне директора школ получали в окружном управлении образованием пакеты, в которых были темы. Эти пакеты прятались в сейф, а сейф опечатывался в присутствии свидетелей", - рассказал Рачевский.
Он добавил, что даже такие простые меры безопасности позволяли предотвратить различные утечки. "Однако выпускники всегда надеялись на то, что им помогут школьники Владивостока, которые писали сочинение первыми в стране", - пояснил народный учитель. В этом году направления тем сочинения были сформулированы в августе, а конкретные темы будут опубликованы за 15 минут до начала экзамена.
После экзамена, сказал Рачевский, все работы опечатывали, обвязывали бечевкой, а затем, в течение нескольких дней учителя словесности сидели за их проверкой. "Оценок было две: одна ставилась за литературу, другая - за грамотность", - напомнил педагог.
"Наша задача - вернуть способность чувствовать и потребность мыслить"
По его мнению, введение сочинений в мягкой форме является правильным решением, так как основной массе школ готовить к нему детей пришлось очень быстро.
"В 1990-е годы к нам возвращалась литература, которая вошла в историю культуры как "возвращенная". Спустя четверть века в школьную культуру и жизнь страны возвращается обязательное сочинение, вытесненное введением ЕГЭ в штатный режим. Оно возвращается в измененном виде в другую страну, другую школу, к другим детям, и нами - другими. Наша первая и самая трудная задача - вернуть способность чувствовать и потребность мыслить. Для этого нужна многолетняя систематическая работа, пробуждающая ум и сердце", - сказала ТАСС доктор педагогических наук, Директор центра дополнительного образования "Альфа-диалог" (Санкт-Петербург) Елена Ядровская.
"Обязательность сочинения с опорой на отечественную и мировую литературу можно только приветствовать. Хорошо, что есть разумная установка, с одной стороны, на познавательную строгость, с другой - на свободу суждений, - считает доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы МГУ имени Ломоносова Валентин Хализев. - Определенные направления тем сочинений показывают перспективы выхода учеников на серьезные проблемы произведений".
"Сочинение - не просто форма контроля, у него есть развивающая, воспитательная функция, связанная с поощрением интереса к искусству слова, культурному наследию, философской мысли, самопознанию… Обязательное сочинение для выпускников школ - это самобытная традиция отечественного образования, заложенная еще в дореволюционной России", - подчеркнул доктор педагогических наук, зампредседателя научно-методического совета Федерального института педагогических измерений Виктор Чертов.