15 декабря 2022, 16:50

Без пыли и шума: самокаты Whoosh докатились до IPO

Донат Сорокин/ ТАСС

14 декабря на Московской бирже прошло первичное размещение (IPO) и начались торги акциями компании Whoosh — одного из лидеров российского рынка кикшеринга (так называют услугу по прокату электросамокатов). Компания привлекла порядка 2,1 млрд рублей. Это IPO примечательно тем, что оказалось единственным среди отечественных компаний в уходящем 2022 году и показало текущее состояние нашего рынка ценных бумаг. Подробности читайте в нашем материале.

Чем занимается компания Whoosh?

1

Whoosh была создана в 2018 году и на сегодня  входит в двойку крупнейших российских компаний по предоставлению услуги кикшеринга, наряду с "Юрент". Ее парк насчитывает более 75 тыс. самокатов, воспользоваться которыми можно более чем в 100 городах России. Число зарегистрированных пользователей по итогам девяти месяцев составляло 10,9 млн человек (у "Юрент" — 9 млн пользователей и более 80 тыс. самокатов).

Что необычного в IPO Whoosh?

2

В конце 2021 года аналитики пророчили бум первичных размещений российских компаний. По тогдашней оценке главы Мосбиржи Юрия Денисова, выйти на публичный рынок со своими акциями и депозитарными расписками могли до 40 компаний. Среди прочих экспертами назывались ретейлер Mercury Retail Group, владеющая сетями алкомаркетов "Красное&Белое" и "Бристоль"; сеть продуктовых магазинов "Вкусвилл"; дискаунтер одежды Familia; каршеринг "Делимобиль"; банк "Открытие"; лизинговая компания "Европлан". 

Однако эти прогнозы не сбылись. По факту размещение бумаг Whoosh на бирже стало единственным на данный момент среди отечественных компаний в 2022 году. И маловероятно, что до конца года кто-то еще из компаний объявит о размещений бумаг для свободной торговли. Именно поэтому данное событие можно назвать знаковым.

Как бумаги встретил рынок?

3

Рынок на предложение Whoosh отреагировал спокойно. Можно сказать — флегматично. Спрос на бумаги со стороны инвесторов оказался весьма умеренным, о чем свидетельствует цена размещения. 185 рублей за акцию — это нижняя граница, по которой владельцами бизнеса планировалось проводить IPO. А первый день торгов закончился ростом стоимости акций на 40 копеек (+0,2%).

2 млрд рублей — это много или мало?

4

Для рынка по сравнению с предыдущими годами это совсем небольшая сумма. В 2021 году отечественные компании провели семь размещений: Fix Price ($1,7 млрд); "Сегежа Групп" (30 млрд рублей); "Европейский медицинский центр" ($500 млн); "Ренессанс страхование" (17,7 млрд рублей); Softline ($400 млн); "Циан" ($300 млн); "Санкт-Петербургская биржа" ($175 млн).

Три компании из этого списка разместились не только в России, но и на зарубежных площадках. Но даже если не брать в расчет эти смешанные размещения (то есть не учитывать Fix Price, Softline и "Циан"), сумма привлеченных средств остальных компаний составила около 90 млрд рублей.

Для самой компании 2,1 млрд рублей — это тоже далеко не максимальный результат. Стратегия IPO предусматривала привлечение до 5 млрд. Половину этой суммы предполагалось получить от размещения на рынке дополнительного выпуска акций, а вторую половину выручить от продажи части своих долей нынешними акционерами. Однако результат в 5 млрд рублей был бы достигнут только в случае, если размещение прошло бы по верхней границе ценового диапазона (225 рублей за акцию), а спрос на бумаги в несколько раз превысил предложение. Поскольку ни того ни другого не случилось, акционеры решили сохранить свои доли до более денежных времен. 

Может ли приобрести новые акции инвестор-физлицо?

5

Может. Более того, в своем желании привлечь больше внимания и, соответственно, инвесторов к размещению компания активно использовала разные средства. В том числе рассылку электронных информационных писем своим пользователям. Трудно оценить, насколько эффективной оказалась такая тактика продвижения, однако, по словам сооснователя и генерального директора компании Дмитрия Чуйко, в IPO поучаствовали порядка 20 тыс. человек. Теперь бумаги обращаются в свободном доступе на Мосбирже, а значит, их можно приобрести классическим путем — через профессионального брокера. Учитывая результат первого дня торгов, можно сказать, что те из граждан, кто решит приобрести бумаги сейчас, сделают это практически по цене размещения.

 

Что будет дальше?

6

Из состоявшегося размещения можно сделать несколько выводов. Первый: выход на биржу новой ценной бумаги оказался пусть и не триумфальным, но все-таки и не провальным. Как заявил Дмитрий Чуйко, половина привлеченной суммы пришлась на институциональных инвесторов — ведущие российские инвестиционные фонды. Это позволяет сделать второй вывод — отечественный фондовый рынок, хотя и перешел в уходящем году в другую, гораздо более легкую весовую категорию, тем не менее заинтересован в новых эмитентах и игроках и способен генерить миллиардные инвестиции. 

Что касается судьбы акций непосредственно Whoosh, то эксперты не торопятся с прогнозами. Они напоминают, что большую активность в секторе кикшеринга развил "Яндекс Go". Компания объявила, что к весне планирует увеличить свой парк электросамокатов с 20 тыс. до 70 тыс. При этом большая часть парка будет состоять из самокатов, специально разработанных для компании. А учитывая финансовые и технологические возможности IT-холдинга, это значит, что в скором времени нынешний дуэт лидеров рынка превратится в трио. 

Евгений Мазин