14 декабря на Московской бирже прошло первичное размещение (IPO) и начались торги акциями компании Whoosh — одного из лидеров российского рынка кикшеринга (так называют услугу по прокату электросамокатов). Компания привлекла порядка 2,1 млрд рублей. Это IPO примечательно тем, что оказалось единственным среди отечественных компаний в уходящем 2022 году и показало текущее состояние нашего рынка ценных бумаг. Подробности читайте в нашем материале.
Чем занимается компания Whoosh?
Whoosh была создана в 2018 году и на сегодня входит в двойку крупнейших российских компаний по предоставлению услуги кикшеринга, наряду с "Юрент". Ее парк насчитывает более 75 тыс. самокатов, воспользоваться которыми можно более чем в 100 городах России. Число зарегистрированных пользователей по итогам девяти месяцев составляло 10,9 млн человек (у "Юрент" — 9 млн пользователей и более 80 тыс. самокатов).
Что необычного в IPO Whoosh?
В конце 2021 года аналитики пророчили бум первичных размещений российских компаний. По тогдашней оценке главы Мосбиржи Юрия Денисова, выйти на публичный рынок со своими акциями и депозитарными расписками могли до 40 компаний. Среди прочих экспертами назывались ретейлер Mercury Retail Group, владеющая сетями алкомаркетов "Красное&Белое" и "Бристоль"; сеть продуктовых магазинов "Вкусвилл"; дискаунтер одежды Familia; каршеринг "Делимобиль"; банк "Открытие"; лизинговая компания "Европлан".
Однако эти прогнозы не сбылись. По факту размещение бумаг Whoosh на бирже стало единственным на данный момент среди отечественных компаний в 2022 году. И маловероятно, что до конца года кто-то еще из компаний объявит о размещений бумаг для свободной торговли. Именно поэтому данное событие можно назвать знаковым.
Как бумаги встретил рынок?
Рынок на предложение Whoosh отреагировал спокойно. Можно сказать — флегматично. Спрос на бумаги со стороны инвесторов оказался весьма умеренным, о чем свидетельствует цена размещения. 185 рублей за акцию — это нижняя граница, по которой владельцами бизнеса планировалось проводить IPO. А первый день торгов закончился ростом стоимости акций на 40 копеек (+0,2%).
2 млрд рублей — это много или мало?
Для рынка по сравнению с предыдущими годами это совсем небольшая сумма. В 2021 году отечественные компании провели семь размещений: Fix Price ($1,7 млрд); "Сегежа Групп" (30 млрд рублей); "Европейский медицинский центр" ($500 млн); "Ренессанс страхование" (17,7 млрд рублей); Softline ($400 млн); "Циан" ($300 млн); "Санкт-Петербургская биржа" ($175 млн).
Три компании из этого списка разместились не только в России, но и на зарубежных площадках. Но даже если не брать в расчет эти смешанные размещения (то есть не учитывать Fix Price, Softline и "Циан"), сумма привлеченных средств остальных компаний составила около 90 млрд рублей.
Для самой компании 2,1 млрд рублей — это тоже далеко не максимальный результат. Стратегия IPO предусматривала привлечение до 5 млрд. Половину этой суммы предполагалось получить от размещения на рынке дополнительного выпуска акций, а вторую половину выручить от продажи части своих долей нынешними акционерами. Однако результат в 5 млрд рублей был бы достигнут только в случае, если размещение прошло бы по верхней границе ценового диапазона (225 рублей за акцию), а спрос на бумаги в несколько раз превысил предложение. Поскольку ни того ни другого не случилось, акционеры решили сохранить свои доли до более денежных времен.
Может ли приобрести новые акции инвестор-физлицо?
Может. Более того, в своем желании привлечь больше внимания и, соответственно, инвесторов к размещению компания активно использовала разные средства. В том числе рассылку электронных информационных писем своим пользователям. Трудно оценить, насколько эффективной оказалась такая тактика продвижения, однако, по словам сооснователя и генерального директора компании Дмитрия Чуйко, в IPO поучаствовали порядка 20 тыс. человек. Теперь бумаги обращаются в свободном доступе на Мосбирже, а значит, их можно приобрести классическим путем — через профессионального брокера. Учитывая результат первого дня торгов, можно сказать, что те из граждан, кто решит приобрести бумаги сейчас, сделают это практически по цене размещения.
Что будет дальше?
Из состоявшегося размещения можно сделать несколько выводов. Первый: выход на биржу новой ценной бумаги оказался пусть и не триумфальным, но все-таки и не провальным. Как заявил Дмитрий Чуйко, половина привлеченной суммы пришлась на институциональных инвесторов — ведущие российские инвестиционные фонды. Это позволяет сделать второй вывод — отечественный фондовый рынок, хотя и перешел в уходящем году в другую, гораздо более легкую весовую категорию, тем не менее заинтересован в новых эмитентах и игроках и способен генерить миллиардные инвестиции.
Что касается судьбы акций непосредственно Whoosh, то эксперты не торопятся с прогнозами. Они напоминают, что большую активность в секторе кикшеринга развил "Яндекс Go". Компания объявила, что к весне планирует увеличить свой парк электросамокатов с 20 тыс. до 70 тыс. При этом большая часть парка будет состоять из самокатов, специально разработанных для компании. А учитывая финансовые и технологические возможности IT-холдинга, это значит, что в скором времени нынешний дуэт лидеров рынка превратится в трио.
Евгений Мазин