ТОКИО, 30 декабря. /ТАСС/. Японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Арата Исодзаки умер в возрасте 91 года. Соболезнования в социальных сетях публикуют в пятницу его коллеги и поклонники его работ.
Исодзаки одним из первых среди своих коллег стал активно работать за рубежом. Он построил более сотни различных зданий по всему миру, в том числе стадионы, офисные центры и выставочные залы.
Среди самых известных его работ Национальный конференц-зал в Дохе, крышу которого поддерживают гигантские древовидные колонны из бетона и металла, а также Гималайский центр в Шанхае, сочетающий современные застекленные башни и основание, выполненное в виде биоморфных бетонных пещер.
Архитектор "без стиля"
У архитектора не было единого стиля, поскольку, как сам он рассказывал, страна жила в состоянии политической, экономической и культурной неопределенности после Второй мировой и завершения американской оккупации. "Я не мог остановиться на одном стиле. Изменения стали постоянными. Как это ни парадоксально, но это и стало моим собственным стилем", - говорил архитектор, проектировавший свои работы по-разному: от небольших зданий в стиле архитектурного метаболизма до гигантских застекленных небоскребов.
Всю жизнь его обходила стороной Притцкеровская премия, аналог Нобелевской в архитектуре, хотя он консультировал семью Притцкеров, когда она учреждала премию, и долгие годы являлся членом жюри. Награду он получил лишь в 2019 году, когда ему исполнилось 87 лет, за стадион "Палау Сант Жорди", построенный в 1990 году к летней Олимпиаде-1992 в Барселоне.
Нереализованный проект
Исодзаки известен не только своими построенными зданиями, но и нереализованными проектами, внесшими вклад в теорию урбанизма. В 1962 году он предложил план застройки территории бывшей водоочистной станции "Ёдобаси" в центре Токио, на месте которой сейчас расположен "квартал небоскребов" - западная часть района Синдзюку. Проект под названием "Город в небе" предполагал вместо привычных высотных зданий строительство гигантских древовидных структур, представляющих собой колонны с "ветками", на которых, как яблоки, подвешены здания.
Сам Исодзаки признавался, что на его становление как архитектора повлияли американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, свидетелем последствий которых он стал в возрасте 14 лет. "Я вырос в эпицентре", - говорил он, имея в виду бомбардировку Хиросимы, расположенной на противоположном берегу от его родного города Оита на острове Кюсю. "Он был полностью в руинах, не было ни архитектуры, ни зданий, ни даже города. Меня окружали только бараки и убежища. Так что моим первым опытом в архитектуре был архитектурный вакуум, и я стал думать над тем, как люди могут перестроить свои дома и города", - сказал он в 2019 году по случаю вручения Притцкеровской премии.
Исодзаки в 1980-х годах положил начало карьере Захи Хадид, когда, будучи членом жюри на конкурсе в Гонконге, обнаружил ее работу среди заявок, которые планировалось отклонить, и именно она была признана лучшей. Несмотря на это, спустя 30 с лишним лет он присоединился к критике ее проекта стадиона к Олимпиаде-2020 в Токио, который был утвержден и позднее отвергнут, и предложил провести церемонию открытия Игр вообще без стадиона - на площади напротив Императорского дворца.
Исодзаки умер в своем доме в Оите 28 декабря.